Ситуация, в которой наиболее вероятно прогрессивное развитие, возникает тогда, считает он, когда трансцендентные идеалы, находящиеся в «состоянии напряжения» с эмпирической реальностью, занимают центральное место в религиозной символической системе, а сама реальность воспринимается религией «со всей серьезностью», по крайней мере как потенциально значимая, ценная и действенная сфера для религиозного действия.
Всем религиям, по мнению Беллы, присущи в разных комбинациях и пропорциях три выделяемых им состояния или тенденции соотношения идеалов с реальностью: «слитность», «разрыв» и состояние «творческой напряженности». Наиболее многопланов в этом смысле индуизм, содержащий в себе потенции всех трех тенденций, сразу. Христианство и ислам, которые в целом представляют собой третью тенденцию, наиболее благоприятную для прогресса, оказывается, могут во многих случаях его эффективно блокировать. Хотя все мировые религии, как считает Белла, внесли свой вклад в социальный прогресс, в «развитие и консолидацию исторических обществ, их вырастание из архаической стадии, но только немногие религиозные течения действительно существенно способствовали генезису современного индустриального общества», иными словами, рождению капитализма. «Из этих немногих течений, — пишет Белла, — Вебер вычленил христианский протестантизм, который, несомненно, явился первым религиозным движением внесшим значительный вклад в процесс модернизации».
< Предыдущая | Следующая > |
---|