Как было показано, важнейшие понятия немарксистской социологии религии оказываются по существу мистификациями. Так, критерием осовременивания религии у Беллы, как и ряда других буржуазных социологов, служит степень рационализации религиозных символов. Это явно веберовское понятие остается абстрактным, не раскрытым ни в социологическом, ни в историческом плане.
Правда, Белла стремился в своей социологии религии продвинуться дальше Вебера, более объемно раскрыть противоречивость и многоплановость связей религии и социального прогресса. «Следуя за Вебером, — писал он, — действительно можно подчеркнуть, что протестантизм был необходимым, хотя и недостаточным условием для рождения современного общества...» Из этой методологической посылки Белла исходил и в анализе роли азиатских религий в процессе социальной модернизации региона. Однако его выводы о степени готовности христианства, индуизма, буддизма и ислама участвовать в современных процессах социального обновления носят самый общий, априорный характер. Они не подкрепляются эмпирическими данными, не вскрывают реальных механизмов связи религиозных ценностей с конкретно-историческими формами социально-экономического, политического и культурного развития освободившихся стран.
Вопрос о роли религий в развитии афро-азиатских обществ на современном этапе приобретает все большую политическую актуальность. Характер ответов на него во многом зависит от понимания того, что представляет собой религиозный комплекс в той или иной стране, каковы механизмы его взаимодействия с иными сферами общества, как понимается смысл социально- экономического и политического развития. В последующих двух главах анализ различных подходов к решению этого вопроса дается на материале ряда конкретных стран и религиозных систем.
< Предыдущая | Следующая > |
---|