Однако механизм их влияния своеобычен. Вследствие этого экономическое развитие обретает, по их мнению, такие формы, которые не были ранее известны ни «индустриальному капитализму, ни индустриальному социализму».
Данный подход, как и предыдущий, не является монолитным в теоретическом плане. Условно выделяемый, он объединяет взгляды ряда западных ученых, а также их коллег в развивающихся странах, профессиональные интересы, идеологические воззрения и методологическое кредо которых во многом различны. Пожалуй, наиболее ярким примером этого подхода может служить модель «буддийской экономики» католического экономиста и социолога Э. Шумахера. Он выступил с концепцией «промежуточной технологии», в которой сформулировал ряд рецептов не только технологического, но и социально-экономического плана для наиболее эффективной модернизации развивающихся стран, для решения сложнейших проблем реконструкции их хозяйственной жизни. Его идеи стали предметом дискуссии в 70-х годах.
«Послеколониальные страны», рассуждал Э. Шумахер, из-за экономической отсталости, нехватки капитала и кадров, силы культурных традиций не способны совершить «прыжок» в индустриальный мир XX века. Экономическое развитие на базе современной техники, даже если бы таковая была предоставлена «бедным нациям», лишь усугубило бы стоящие перед ними проблемы, увеличило бы и без того огромную безработицу, обострило бы социальные антагонизмы и противоречия, разрушило бы систему традиционных ценностей и в конечном счете вызвало бы культурно-психологиче- скую деградацию. Наиболее оптимальный вариант экономического развития афро-азиатского мира, по мнению Шумахера, не должен разрушать сложившихся традиционных типов социальных связей и культур, наоборот, экономика должна пустить глубокие корни в традиционные структуры и в органичном единстве с ними черпать жизненный импульс для своего развития.
< Предыдущая | Следующая > |
---|