Такое развитие может обеспечить только «буддийская экономика», в основе которой, согласно Шумахеру, лежат «простота и отсутствие принуждения». Идеализируя ценности этой религии, он считает, что для экономиста буддийский образ жизни «представляет собой чудо из-за удивительной рациональности своей модели — исключительно малые затраты ведут к удовлетворительным результатам».
В этом тезисе коренится главное противоречие между взглядами Шумахера и Вебера. — там, где последний видел сплошной иррационализм и мистику, его оппонент узрел «удивительную рациональность». Буддисты не считают, что экономический рост важнее духовных и религиозных ценностей. Главное для них — не выбор между «экономическим ростом» и «традиционной стагнацией», а определение «правильного», своеобразного, срединного пути между «материальной обеспеченностью и традиционной духовностью», т. е. ведение правильного образа жизни6.
Шумахер приводит различные примеры, иллюстрирующие рациональность, экономичность буддийского образа жизни и «буддийской экономики» в целом. Для буддистов крайне неэкономичными и нерациональными представляются сложный покрой европейской одежды, изысканный интерьер современных квартир, изощренная кухонная утварь, столовые принадлежности и многие другие неотъемлемые атрибуты европейской культуры. Насколько экономнее и универсальнее одежда в виде драпировки из неразрезанного куска материи, мебель, представленная всего лишь несколькими бамбуковыми циновками, утварь в виде миски и китайских палочек, выполняющих одновременно роль и ложки, и вилки, и ножа.
< Предыдущая | Следующая > |
---|