В основе такой экономики, как и «промежуточной технологии», лежит производство на базе местных ресурсов для местного потребления. Она исключает неразумное использование природных ресурсов и поэтому в отличие от индустриальных экономических систем носит антиэнтропийный характер, как бы сглаживает остроту экологических проблем.
Безрассудное использование природных богатств, как считают буддисты, является актом насилия над природой, ведущим к насилию над людьми. Благоговейное отношение к природе пронизывает не только священные книги буддийского канона, но и государственные указы тех правителей, которые с древних времен поощряли буддизм. Примером этого могут служить эдикты индийского царя Ашоки.
Известный буржуазный футуролог А. Тоффлер с энтузиазмом воспринял идеи Шумахера, предвещая им широкое распространение, и отмечал, что «творческое использование «промежуточной технологии» приведет к созданию стабильных, эффективных и жизнеутверждающих экономических систем во многих частях так называемого третьего мира. Идеи буддийской экономики, сформулированные Шумахером, как считают некоторые западные ученые, могут с успехом быть использованы не только в буддийских обществах. Например, шведский исследователь Г. Хюден полагает, что в Африке имеются благоприятнейшие предпосылки для реализации этих идей, создания гуманной общественной системы на основе небольших производственных объединений, в которых отсутствуют отношения порабощения и отчуждения и деятельность которых не порождает экологического кризиса.
< Предыдущая | Следующая > |
---|