Анализ связей между экономикой и религией нередко деформировался и в понятийном и в содержательном отношении. Буддизм, к примеру, трактовался расширительно — как образ жизни или даже как культура, духовным стержнем которой служат буддийские ценности.
Экономика, наоборот, сужалась до экономических мотиваций или профессиональных ориентаций. Таким образом, поставленная в начале задача — выявить влияние буддизма на экономическое развитие подвергалась затем «аберрации», и такие исследователи, как Валинский, Пфэннер или Мья Маунг, вели далее речь о влиянии вообще культурных ценностей на мотивы поведения субъекта в сфере производства, потребления или выбора профессии. К тому же исследования были ограничены не только в пространстве, но и во времени: проводились, как правило, в течение нескольких месяцев, так сказать одноразово, и поэтому несли на себе печать не очень четкого фотографического снимка, ничего не говорящего о динамике и развитии запечатленного.
Однако главные изъяны этих исследований были связаны все же не с технико-методической или организационной стороной дела. Источником их служили пороки философско-методологического плана, пронеоколони- алистские ориентации буржуазных авторов, их стремление подогнать фактическую информацию под какую-либо популярную на Западе социологическую формулу.
< Предыдущая | Следующая > |
---|