Следует подчеркнуть, что провеберовские позиции в социологии религии характерны прежде всего для ученых капиталистических стран. В развивающихся государствах их разделяют лишь некоторые прозападно ориентированные ученые и политические функционеры. В целом этот подход становится все менее популярным в освободившихся странах. Он также теряет сторонников и на Западе
. Основная причина этого явления заключается в сложности проблем социально-экономического развития в большинстве освободившихся стран: сильная экономическая зависимость от Запада при укреплении их политической самостоятельности ведет к усилению национализма, порождает стремление компенсировать низкий экономический рост «ренессансом» духовных ценностей. Известно, что бурным ростом национализма сопровождался подъем национально-освободительной борьбы против колониализма в довоенное
время и в первые послевоенные десятилетия. Принимая различные формы, нередко окрашиваясь в цвет традиционной религии, идеология национализма способствовала консолидации различных социальных и политических сил в борьбе за государственный суверенитет и политическую независимость. Традиционные культурные, в том числе религиозные, ценности бескомпромиссно противопоставлялись любым атрибутам западной культуры, огульно объявленной чуждой, неподлинной, вредной.
Сейчас наблюдается раскручивание как бы второго витка националистической спирали в ряде развивающихся стран. Новая волна национализма поднимается в иных условиях международной обстановки и ситуации внутри самих освободившихся стран. Она содержит в себе другие элементы и направлена на решение (или на отказ от решения) иных проблем. Характерно, что и содержанием и формой этого процесса в ряде стран становится религиозный бум, нередко стимулируемый сверху, причем не только в политико-идеологиче- ских целях, но и для решения сложных вопросов социально-экономической стратегии.
< Предыдущая | Следующая > |
---|