Ряд западных авторов полагают, что одна из важнейших причин исламского ретрадиционализма связана с разочарованием мусульманского мира в европейской цивилизации, в западной модели модернизации, внедрение которой не только не принесло мусульманским народам «блага» европейской буржуазной демократии, но, наоборот, усилило социальные язвы, увеличило инфляцию, безработицу, разрыв в доходах, нищету и духовную деградацию.
Оценивая в прошлом цивилизаторскую роль исламского мира, директор Доминиканского института востоковедения в Каире Ж. Анавати пишет: «...полагать, что научное превосходство Запада над мусульманскими странами признавалось всегда, означало бы крайнюю поверхностность суждения, если не сказать — полнейшее невежество. Было время, когда Багдад стоял во главе цивилизованного мира, когда Кордова была ярким светочем разума, когда мусульманская культура во всех ее проявлениях — в литературе, искусстве, науке и научных учреждениях — занимала почетное место в авангарде истории»16. Бесспорные факты исторической ретроспекции многие авторы преподносят как националистические символы будущих достижений. Становятся популярными идеи, отвергающие вообще все западное — технологию, культуру, социальную мысль, образ жизни — и провозглашающие лозунг самобытного пути общественного развития, ведущего к созданию нового общества в соответствии с заветами пророка, практикой праведных халифов и традиционными ценностями ислама.
< Предыдущая | Следующая > |
---|