Избегающие крайностей теоретики «исламской экономики» считают нереальной быструю и тотальную перестройку хозяйства, призывают выработать кратко- и среднесрочную стратегию, направленную на уменьшение зла в сложившихся экономических структурах.
Однако и такой либерально-прагматический подход оказывается перед дилеммой, которую сформулировал пакистанский экономист Сайед Наваб Хайдер. «До сих пор, — отмечает он, — рекомендации игнорировали коренное несоответствие между исламской и другими экономическими системами. Например, было предложено, чтобы концепция участия в прибылях от деловых операций, которая вполне уместна в исламской системе, заменила концепцию процентных ставок на займы. Но в рамках капиталистической системы, которая считает естественной концепцию ссудного капитала, это практически невозможно».
Многие экономисты и социологи в мусульманских странах правильно отмечают, что невозможно разработать модель «исламской экономики», как, впрочем, и никакой другой, без определения подхода к отношениям собственности, типам экономических свобод, которые она разрешает, характеру системы стимулов, механизму ассигнования средств и другим экономическим феноменам. Они считают, что, даже если с позиций ислама удастся определить набор подобных руководящих принципов, вряд ли тем самым автоматически будет выявлено существо «исламской экономической системы». В таком же антирадикальном ключе рассуждают египетские авторы — участники упомянутой выше дискуссии.
< Предыдущая | Следующая > |
---|