Известный американский экономист А. Хиршман называет заблуждением бытовавшее на Западе несколько десятилетий мнение, что прогресс развивающихся стран может быть обеспечен путем приложения к ним известных программ капиталистической модернизации.
Только сейчас, пишет он, это заблуждение преодолевается и осознается важность изучения всей сложной системы "социокультурных и психологических проблем «послеколониального мира», что требует разработки новой теоретической парадигмы28. Канадский социолог Д. Гуле, рассуждая в таком же роде, особо подчеркивает важность анализа культурно-религиозных факторов развития29.
Для нового подхода западных социологов к проблеме «восточные религии — развитие» характерно стремление «размыть» чрезмерно жесткие корреляции между компонентами данной дихотомии. Признавая за восточ- ными религиями способность как-то влиять на хозяйственную деятельность, они стремятся опосредовать это влияние другими факторами, такими, как культура, со< циальная структура, политика и политическая идеология, социальная и этническая психология и др. Иными словами, они пытаются включить в двухчленную формулу (независимо от негативного или позитивного знака функциональной связи религии и развития) некий промежуточный элемент, более органично связанный и с религией, и с экономикой, который, как передаточное колесо, воспринимает религиозный импульс и, опосредуя его, передает экономической сфере. В таком -духе, например, рассматривает взаимосвязь между исламом и капитализмом социолог Сингапурского университета Дж. Клэммер.
< Предыдущая | Следующая > |
---|