Политизация и активизация религии, как и рост национализма в современном «послеколониальном обществе», отражают усиливающийся кризис капитализма, а также методов модернизации структурных элементов освободившихся стран, остающихся зависимыми экономически, а следовательно, являющихся слабым звеном буржуазного мира и поэтому больнее и масштабнее переживающих метастазы его недугов.
Очаговое развитие капитализма в колониальном и «постколониальном» обществах протекало в условиях, когда его предпосылки и сопутствующие процессы еще не вызрели ни в экономическом, ни в социальном, ни в культурном, ни в психологическом отношениях. В большинстве освободившихся стран капитализм спонтанно развивается в формах, сохраняющих слабость, уродливость, неадекватность, «в которых он, — писал К. Маркс, — выступает не в противоположность к труду — в мелком капитале и в промежуточных, половинчатых формах, занимающих промежуточное положение между старыми способами производства (или такими, которые на основе капитала обновились) и классическим, адекватным способом производства самого капитала»32. .Слабость капиталистического уклада в этих странах особенно ярко обнаруживается на фоне мощных транснациональных корпораций, которые стали не только важнейшим средством экономической эксплуатации бывших колоний, но и активнейшим проводником политических, идеологических и культурных интересов империализма. Этот аспект деятельности транснациональных корпораций в развивающихся странах все активнее анализируется леворадикальными обществоведами и Запада и Востока.
< Предыдущая | Следующая > |
---|