Приведенные методологические соображения об анализе социальной природы религиозных течений современного Востока позволяют" сделать вывод, что речь идет об использовании традиционных религиозных ценностей не только новыми социальными силами, но и в новых политических целях. Иными словами, религия не только приспосабливается к новым социально-экономическим и социально-политическим условиям и не просто, как часто говорят, «еще продолжает выполнять важные социальные функции».
В отличие от буржуазных, мелкобуржуазных и ревизионистских социологов марксисты рассматривают нынешний этап политизации религии диалектико-мате- риалистически. Говоря о нынешнем этапе политизации религии, они подчеркивают, что этот процесс нельзя рассматривать как простой «откат к традиционализму». Добавим, что некоторые религиозные ценности и отдельные социальные функции религии могут радикальным образом изменять свою форму и содержание, создавая тем самым возможность их использования в целях, диаметрально противоположных исторически консервативной роли религии и как института, и как формы общественного сознания.
Следует отметить еще один методологический параметр, дающий приоритет марксистскому религиоведению над буржуазным. Представители последнего, не имея на вооружении общеметодологической теории, смешивают общесоциологический и конкретно-социологический уровни исследования религии. Чаще всего отдельные обобщения эмпирии возводятся в ранг общей теории или концепции. Четкое разделение и диалектическая взаимосвязь в структуре марксистской социологии общеметодологического уровня (социально-философская теория и методология в лице исторического и диалектического материализма), уровня специальных социологических теорий и конкретных социологических исследований38 позволяют не только вскрыть общие закономерности эволюции религии, но и соотнести с ними все величайшее многообразие ее конкретно-исторических форм и явлений во всем их единстве и противоречивости.
< Предыдущая | Следующая > |
---|