Ситуации в разных странах существенным образом отличаются не только по характеру религиозных верований, но и по силе влияния религии, степени ее монолитности, направленности политических ориентаций духовенства и по многим другим параметрам.
Общим является то, что революционные демократы в странах социалистической ориентации, апеллируя в борьбе за массы к религиозной символике и добиваясь поддержки проводимого ими курса со стороны духовенства, понимают стратегическую важность широкой политико-воспитательной работы, в ходе которой только и можно закладывать фундамент материалистического мировоззрения. Такая работа сама по себе требует большого искусства, такта и выдержки. Ее проведение с помощью «разовых» политических кампаний, методом, так сказать, «кавалерийских атак» на религиозный и вообще духовный традиционализм может обернуться негативным результатом. «...Необходимо помнить, — отмечает Р. А. Ульяновский, — о ленинских указаниях: проявлять максимум осторожности, чуткости и доброжелательности по отношению к национальным и религиозным чувствам, традициям и даже ко многим предрассудкам, уметь выявить в национализме угнетенных наций общедемократическое содержание».
Распространение идей научного социализма в общей духовной атмосфере «послеколониального общества» пока что носит очаговый характер. Разумеется, ныне, как никогда, велика их притягательная сила, пример их реализации в практике реального социализма. Но для огромных крестьянских мелкобуржуазных масс освобо- дившихся стран, в которых революционная демократия -провозгласила идеалы социализма целью общественного развития, важно соотнести их с нуждами и чаяниями сегодняшнего дня через призму существующих представлений, помочь им осознать и принять правду социальных и духовных преобразований, проводимых в духе этих идеалов. Именно поэтому, как социальная революция не заканчивается актом взятия политической власти, так и «революция мировоззрения» лишь начинается с провозглашения принципов и целей идеологической работы авангардной партии трудящихся.
< Предыдущая | Следующая > |
---|