Практичность мышления у манус возникает, по мнению Мид, во-первых, под воздействием языка, простого и необразного, во-вторых, в силу необходимости с раннего возраста физически приспосабливаться к окружающей среде и на практике усваивать многообразие причинно-следственных связей между поступками и явлениями и, в-третьих, потому, что взрослые активно не приобщают детей к традициям культуры, по крайней мере в годы до их инициации. Европейская цивилизация, пропитанная рационализмом и практичностью, только детям приоткрывает отдушину, дает возможность с помощью сказок, мифов, религии и игровых ситуаций приобщиться к анимистическому, антропоморфному восприятию мира.
Каким образом из детей-анимистов вырастают индустриалы-рационалисты, а практически мыслящие ребятишки превращаются в традиционалистов-анимистов — на этот вопрос Мид не дает ответа. Что касается ее утверждения, что последующая социализация в одном случае перерабатывает и в основном преодолевает анимистичность мышления, в другом — «обволакивает» практический ум пеленой мифологических представлений, то оно остается недоказанным, схематичным, даже если признать научно оправданными гипотетические исходные посылки Мид о двух типах мышления в «индустриальных» и «традиционных» культурных системах.
Вытекающее из концепции Мид представление о культуре неевропейских племен как о системе, гомогенность которой обеспечивает конформизм, стандартизацию мыслей, чувств и поступков индивида, неоднократно опровергалось не только марксистами, но и запад, ными этнологами и культурологами. Так, М. Коул и С. Скрибнер отмечают: «Подробно ознакомившись с различными исследовательскими программами, мы не можем не отметить того факта, что старое упрощенное представление о некой целостной «первобытной культуре» уступило место пониманию разнообразия традиционных культур. ...Таким образом, находящиеся в процессе развития традиционные культуры являются как бы важной естественной лабораторией, в которой можно изучать те исторические факторы (если говорить об обществе) и те факторы развития (если говорить об индивиде), которые способствуют появлению определенных познавательных структур».
< Предыдущая | Следующая > |
---|