В целом этнологическая школа исследований культуры и личности поставила ряд интересных вопросов об обусловленности определенных черт психологии общности и этнонационального характера соответствующим типом культуры.
Эта школа дала заметный стимул развитию этнопсихологии как специального направления научных исследований. Однако объектом ее анализа по-прежнему оказывались наиболее архаичные традиционные общности, а сами исследования неизменно несли печать тех изъянов, которые были присущи всей философской и методологической традиции культурантропологии первых десятилетий XX в.
Попытка синтезировать методологические принципы исторической школы Ф. Боаса с психоаналитической концепцией 3. Фрейда оказалась непродуктивной в научном плане. Интересно отметить, что попытка эта была обоюдной. Не только этнопсихологи заимствовали идеи психоанализа для объяснения мотивов действий «человека другой культуры», но и фрейдисты в свою очередь также использовали эмпирические данные этнографов для иллюстраций якобы присущей психоанализу универсальности, его всеобщей объяснительной функции 3. Фрейд, как известно, написал специальную работу «Тотем и табу» с весьма симптоматичным подзаголовком: «Некоторые общие моменты в интеллектуальной жизни дикарей и невротиков».
< Предыдущая | Следующая > |
---|