Опираясь прежде всего на работы Д. Фрэзера, Э. Тэйлора, В. Вундта, Г. Спенсера, Фрейд рассмотрел с точки зрения методологии психоанализа такие социокультурные явления «досовременных» обществ, как инцест (кровосмешение), табуизм, анимизм, магия и тотемизм.
Его основной вывод сводился к тому, что личностные характеристики и поведение доисторического человека — дикаря, по терминологии Фрейда, — определяются теми же качествами, что и личность современного невротика. Именно невроз в его психоаналитической трактовке реанимирует, по Фрейду, некоторые сущностные черты человеческого бытия нашего далекого предка. Но даже в состоянии нормальной психики у современного человека могут всплывать социокультурные архаизмы — в детстве он как бы возвращается к тотемизму, проходит тотемическую стадию развития.
Эдипов комплекс — главная предпосылка врожденной преступности человека. Чувство вины за нее и стремление обезопасить себя —вот, по Фрейду, главные истоки моральных норм и табу в «примитивном» обществе, истоки современной морали и права.
< Предыдущая | Следующая > |
---|