Выше отмечалось, что еще в период расцвета школы исследований культуры и личности в среде американских социологов и этнографов получили распространение идеи английских функционалистов, а также статусно-ролевой подход к изучению личности. Помимо У. У. Уорнера и его учеников определенный вклад в развитие этого подхода внес Р. Линтон—крупный представитель американского этносоциологического функционализма, который, так же как и Клакхон, уделял еще большее внимание аксиологии — учению о ценностях.
В любой культуре, утверждал Линтон, не найдется такого индивида, который бы освоил и сумел передать потомству культурную традицию как таковую. Участие индивида в процессе поддержания и передачи традиции ограничено теми его действиями, которые соответствуют его социальному статусу и социальным ролям, которые он выполняет.
Эти факторы в свою очередь определяются, по словам Линтона, полом индивида, наследственными характеристиками, принадлежностью к определенной социальной группе или классу, профессией, возра» стом и другими параметрами, детерминирующими определенный статусно-ролевой набор и его изменения.
Линтон отмечает, что некоторые элементы культурной традиции являются универсальными и их освоение необходимо для каждого индивида в данной социокультурной системе, другие элементы «факультативны»: носят необязательный, избирательный характер. Автор приходит к выводу, что формирование личности отчасти идет на базе культурных универсалий, поэтому можно говорить о некоем коде «базисной личности», присущем всем членам данной общности; отчасти оно связано с особенностями личностного статуса конкретного индивида2. Резюмируя научный вклад Линтона, историк «культурной антропологии» Ф. Кисинг пишет, что в его концепции «впервые была дана четкая теоретическая схема, тонко и обобщенно раскрывающая взаимосвязь индивида, личности, культуры и общества».
Такая оценка — явное преувеличение и приукрашивание. Сказалась, видимо, близость Кисинга к тому направлению, которое было представлено последователями историцизма, сформировавшими школу исследований культуры и личности. Ключевые понятия статуса и роли остаются у Линтона аморфными, а сама концепция изобилует логическими противоречиями и методологической непоследовательностью. Тем не менее идеи Линтона оказали влияние на формирование в американской социологии школы структурно-функционального анализа.
< Предыдущая | Следующая > |
---|