Во-вторых, это представление о неразрывной связи личностного начала «эго» как индивидуальной субстанции и как реальности, принадлежащей к абсолютному космическому «эго» — «атману».
Подлинная, конечная цель освобождения личности — это открытие своего подлинного «Я», т. е. открытие и раскрепощение в самом себе вечного и чистого начала — «атмана». Некоторые западные исследователи, включая Педерсена, отмечают в качестве гуманистической черты индийской концепции личности ее акцент не на индивидуалистических характеристиках человека, а в большей мере на значении взаимосвязей личности со всем миром окружающих ее реальностей.
В-третьих, в восточных теориях личности в отличие от западных, отмечает Педерсен, в целом не придается значения индивидуализму, а главный акцент делается на значении социальных взаимосвязей. Такой автор, как Ф. Сю, полагает даже, что в исследованиях «азиатской» личности главным объектом изучения должен стать некий «психосоциальный гомеостазис»22. Ссылаясь на китайское понятие «жень», которое означает «человек», Педерсен отмечает, что оно несравненно шире понятия «личность», поскольку включает в себя понятие межличностных взаимоотношений. Ф. Сю также считает, что понятие «жень» выше в научном смысле европейского понятия «личность», оно представляет как бы «гали- леевский, а не птолемеевский» взгляд на теорию личности.
< Предыдущая | Следующая > |
---|