В качестве иных (неиндийских) важных параметров восточного типа личности Педерсен ссылается на китайский принцип «взаимозависимости отношений между родителями и детьми», на японский принцип «уникальности отношений между родителями и детьми», на принцип внутрисемейных отношений как микромодель восточного общества и государства, отношения подчиненного и начальника, простолюдина и правителя, другие принципы и символы.
В этом смысле, по его мнению, трудно переоценить значение символа семьи, китайского «цзя» и японского «йе», соответственно в культуре и социальной психологии каждой из этих стран.
Напрашивается вывод, что важнейшей особенностью «азиатской» личности в отличие от «европейской» Педерсен, да и многие другие западные авторы считают ее надындивидуальный характер, ее растворенность в социальных и природных связях человека, ее «открытость» и в определенном смысле безграничность во времени и пространстве. В работе Педерсена, как и в других цитируемых здесь работах, метко подмечены отдельные характерные черты восточного (индийского) подхода к личности, хотя содержание работ этих авторов еще во многих аспектах сохраняет пороки европоцентризма, характеризуется дискретностью, описательностью, эклектичностью, надысторичностью, а также пропитано философско-антропологическим идеализмом.
< Предыдущая | Следующая > |
---|