Важнейшими факторами осовременивания социализации являются: характер, темпы и масштабы социально-экономических сдвигов; формы участия страны в международном разделении труда; степень экономической и политической зависимости, социальное содержание проводимой правящим режимом политики; процессы индустриализации, урбанизации, социальной дифференциации; изменение профессиональной структуры населения; динамика доходов, этническая, религиозная, идейно-политическая и социально-культурная ситуация в стране или в конкретной территориальной общности; уровень, широта и доступность системы образования; степень развитости средств массовой информации; правовые и лично-правовые регуляторы брачно-семейных отношений и др.
Одни из этих факторов оказывают самое непосредственное влияние на формирование личности, являются прямыми социализаторами (семья, реферативная группа, школа), другие влияют на социализацию косвенным образом. Непосредственные механизмы социализации изменяются как спонтанно, под воздействием многих объективных процессов, так и целенаправленно благодаря политическим акциям и законодательным актам: отделение школы от церкви, секуляризация образования, запрещение многоженства и т. д.
До сих пор в развивающихся странах не были проведены комплексные социологические исследования, раскрывающие во всей полноте структуру и динамику механизмов социализации. Вместе с тем отдельные ее аспекты уже довольно хорошо изучены. Полученные результаты показывают, что одним из важнейших механизмов осовременивания индивидов, их социализатором является распространение новых институтов дошкольного и школьного образования.
< Предыдущая | Следующая > |
---|