Friday, Mar 29th

Последнее обновление12:11:17 PM GMT

Статьи

Речь идет об относительности понятия материального достатка

Данную народную периодизацию колхозной истории необходимо учитывать при анализе повседневной жизни колхозников. По сути дела, историками до сих пор не создана полноценная история колхозной жизни в алтайской деревне, история колхозной семьи. Реконструкция прошлого алтайской деревни колхозного периода с привлечением устных исторических источников подсказывает, что к содержанию и формам колхозного бытования необходимо подходить дифференцированно, на основе изменений в оценках прошлой жизни.

Подробнее...

Однотипность жизненных ситуаций

Кроме разнообразия оценок повседневной колхозной жизни, обусловленной принадлежностью колхозников к разным поколениям, а также тендерным фактором, в «безгласом хоре» рядовых колхозников отмечается изменение оценок на разных отрезках колхозного периода жизни алтайской деревни.

Подробнее...

Действие... состоит в утверждении связи событий посредством веры в законы мироустройства

В мужском дискурсе установка рассказчика нацелена на достоверность и установление взаимосвязи событий его личной биографии с внешними изменениями в жизни страны или событиями в деревне, крае, регионе.

Подробнее...

Такая политика государства ставила колхозника в тупик

Обязательной для всех дворов являлась сдача молока. Госпоставки молока можно было заменять эквивалентной сдачей масла, мяса, сала и т. д. Заготовительные цены были крайне низкими, можно сказать, символическими (например, 1 л молока оценивался государством в 25 коп. при государственной розничной цене в 5 руб. в 1947 г.; 1 кг мяса оценивался в 14 коп. при розничной цене 32 руб. и т. п.).

Подробнее...

Но кроме денежного налога колхозный двор выплачивал и натуральный

Сельскохозяйственный же налог действовал с 1939 г., имел обременительный прогрессивный денежный сельскохозяйственный характер. Его ставки зависели от доходности, устанавливаемой государством, вне зависимости от реальных поступлений с каждого колхозного двора. Часто нормы превышали фактический доход. Крестьяне ежегодно обязаны были оплачивать каждую голову домашнего скота, каждую «сотку» земли, даже каждое плодовое дерево или ягодный куст, а также определенный процент от «неземледельческих заработков».

Подробнее...

Самым страшным для колхозников являлись подозрения или обвинения

В результате государство объявило борьбу с «государственным расхитительством». Об отношениях с государственными органами, общественным народным контролем колхозники говорят неохотно, хотя и не отрицают вынужденных хищений: «Женщина-технолог была, она продавала [с колхозной молоканки] масло на сторону. А оставшееся разбавляла до нужного веса.

Подробнее...

Колхозная система

Колхозная система вынуждала крестьян приспосабливаться к государственной, по сути оброчной, политике, заставляла искать способы по-крестьянски защититься. В интервью можно найти примеры «скрытого» саботажа, направленного против государственного оброчного бремени на уровне как правления колхоза, так и рядовых колхозников.

Подробнее...

Недостаток денежных средств на покупку промышленных товаров или продуктов питания

В колхозное время натуральный расчет труда привел к созданию в избах колхозников своеобразных закромов, которые заменили крестьянские амбары. Вот как описывает представительница старшей группы колхозников Д. П. Шмакова хранение заработанного на трудодни зерна: «Полати, под полатями вот тут вот закром с хлебом стоял — пшеница... У нас почемуй-то у всех закрома были в доме... Сколько тебе приходится [хлеба], на год. Осенью, вот как хлеб приберет [колхоз], и давали нам осенью. Сколь заработаешь.

Подробнее...

3. М. Шишаева, которая «вечером завклубом работала, а днем - заведующей садиком»

В устных источниках существует огромное количество материала, подтверждающего процесс впитывания колхозниками новых советских умонастроений на индивидуальном уровне, то, что И. Г. Дубов определил как индивидуальный менталитет: «присвоенные конкретным индивидом специфические для данной культуры способы восприятия и особенности образа мыслей, выражающиеся в специфических для данной общности формах поведения и видах деятельности» [7].

Подробнее...

В качестве примера динамичности устного источника можно привести рассуждение о колхозной жизни

Именно через субъективную реальность жизни колхозников можно проникнуть в мир советской эпохи, выявить побудительные мотивы социального и повседневного поведения человека. Мнения и представления людей о прошлом меняются под влиянием текущих событий, результатов преобразований.

Подробнее...

Оттуда ездили сюда на работу

Обычно технический парк находился за пределами села, и первоначально рабочие приезжали туда только на рабочий день. Но ежедневные или еженедельные поездки отрывали мужчин от семьи. Через определенное время станции застраивались жилыми помещениями, и механизаторы переезжали туда с семьями. Наиболее известным примером создания постоянного поселения на базе МТС является история пос. Мирный под Бийском. Его история началась с 1928 г. со строительства льнозавода.

Подробнее...

Внешний застроечный рисунок и планировка советских сел

Многие советские населенные пункты создавались на месте бывших заимок, хуторов или выселков. Старожилы Надеждинки Алтайского района (исчезла в 1960-е гг.) вспоминают, что «Надеждинка образовалась в 1932 г., а назвали так потому, что там раньше жила Надежда (когда единолично жили), по ее имени и назвали» (А. И. Захаров, с. Сараса, Алтайский район).

Подробнее...

Ликвидация малодворных сел

Например, Субботин в Дресвяном Логу жил. Часть домов в деревне кучей стояли. А когда коллективизация началась — люди разъехались из ложков... Село меньше стало после коллективизации» (П. С. Архипов). В результате многие малодворные села исчезали, многие старинные крупные деревни сокращались в размерах. В Зональном районе с 1926 по 1939 гг. перестали существовать 38 населенных пунктов с количеством жителей от 4 до 147 человек.

Подробнее...

Приехали и ночью увезли

Совокупность отдельных эпизодов вступления единоличников в колхозы, даже при отсутствии полноты и детализации, позволяет лучше раскрыть типичные жизненные установки и настроения массовых участников коллективизации.

Подробнее...

А. Ф. Абрамович вспоминает

Она приезжала и читала... У ней вот такая большая книга была, толстая, у нее там всякие молитвы». А. В. Башкова рассказывает, что у служителя в с. Титово (Тогульский район) было кадило. В отсутствие храмов отправление служб происходило в жилых домах местных жителей — «на дом ходили». А если служи тель был один на несколько сёл, его «по селам развозили».

Подробнее...

М. В. Макрушин

М. В. Макрушин рассказывал: «Три комсомольца зажгли ее, нагадили там». Возмездие для них наступило быстро: «один, который поджег, до дому добежал, в избу не успел забежать, около крыльца упал, его всего перекорежило, и тут прям умер. Перекорежило так, что не могли его хоронить... руки, ноги ему ломали, чтобы в гроб его сложить.

Подробнее...

Головокружение от успехов

Второй этап, по воспоминаниям старожилов, наступил в 1930-е гг. Устные предания связывают этот период с репрессиями против священников и разрушением церковных зданий. Действительно, в СССР массовая ликвидация церквей «силовым порядком» была заявлена в 1928 г. На Алтае уже к концу 1928 г. появился документ «Итоговая сводка голосовавших за снятие колоколов и закрытие церквей в Барнауле» [21, с. 124]. Большие надежды возлагались на «Союз воинствующих безбожников» (СВБ) и образовывавшиеся в городах и селах края его ячейки.

Подробнее...

Сразу после разрушения застрелился

«Власть заставляла разрушать церковь!» (Ф. А. Отпущенников, Сростки). Таким образом, в устных повествованиях представители «толпы» являются жертвами ситуаций с перевесом сил в пользу «разрушителей» (власть, карательно-репрессивный аппарат, жестокость методов подавления, идеологизирование повседневных бытовых отношений и т. д.). В Сростках «после запрета веры в церкви сделали танцплощадку и фойе. Иконы сгрузили в сельсовет и увезли в Бийск. Советская власть говорила: „А ты за бога? Ты в бога веришь? Ах ты мазурик!" И этого человека обходили [сторонились], так как он в бога верит. Народ не протестовал, многие вымерли. Кулаков расстреляли, может быть, они верили» (М. П. Останников).

Подробнее...

Три улицы выгорело

Святость церкви и места вокруг него отражена в устной истории А. И. Рохлиной из с. Смоленское: «Церковь была деревянная... я в ней венчалась. Улица называлась Ильинская (ныне Мартакова). У нас там, где обрыв у реки, стоял длинный деревянный крест, как каланча, и у нас как праздник, Ильин день, люди со всех концов съезжались (в августе).

Подробнее...

Финансовую помощь оказал трест «Барнаулстрой»

И лишь в начале 1990-х гг. по инициативе местных старушек началась работа по восстановлению храма. Большую роль в восстановлении срубного здания Никольской церкви сыграли местный священник Вениамин (умер в 1998 г.) и рядовые сельчане, которые из подручных средств стали варить кресты.

Подробнее...

Записанные интервью-рассказы самих репрессированных уникальны

Записанные интервью-рассказы самих репрессированных уникальны и доносят до нас то, что не отражено в письменном виде. По характеру, чувствам, ощущениям, оценкам их рассказы отличаются от рассказов очевидцев. Они менее эмоциональны, более конкретны, скупы, с минимальным бытовым контекстом, более политизированы. Таким уникальным документированным источником является интервью с И. А. Медведевым, происходившим из кержацкой семьи старожилов Усть-Калманки:

Подробнее...

Экспедиционные выезды и опросы сельских жителей Алтайского края

С. С. Нечаева рассказывала об отправке группы раскулаченных казачьих семей из Верх-Алейки: «Везли нас на бричках и держали в каком-то сарае. Набитый был. Долго держали. А потом на моторках (баржи таскали) повезли в Новосибирск. Там 4 баржи стояли. Нас туда стюрили. Повезли и поселили на острова. А рядом была Парабель (Нарымский край). Сгрузили, и жили на р. Томи в Пристанном поселке. Жили прямо под палатками (под своими половиками). А народу было! А палаток! Оправиться негде было. А мерли-то! Каждый день несли. Потом стали бараки строить: выкопаем метра два, рубим сосняк и обкладываем, а потом крышу из бревен сверху и землей засыпали. Потом лес корчевали, лопатами вскопаем, и сеяли весь май. Копали лопатой — все руки сбивали. Сослали-то в 1931-м, а вернулись в 1936 году. Брат выхлопотал. Зря-то не приедешь».

Подробнее...

Попыткой избежать полного раскулачивания стало отделение взрослых детей от семьи отца

В интерпретациях действий власти крестьяне называют в качестве побудительного мотива вступления в колхоз введение разнарядки по раскулачиванию. Очевидцы говорят об этом так:«Твердые задания в 30-е годы были. Снимают людей, и не знаем, куда увозят и за что». В результате многие заимочники еще до сплошной коллективизации распродавали имущество и мигрировали в другие регионы («бежали») или «заходили в колхозы». Помнят старожилы и распродажу имущества кулаков, не сдавших назначенных («по твердому») ставок хлебозаготовок. В селах Кучук и Сибирка Шелаболихинского района имущество раскулаченных распродавалось с торгов, а оставшееся перераспределялось в коммуны.

Подробнее...

Ульяна Леонтьевна Зайцева (с. Староалейское) вспоминает

Крестьяне наследовали нормы, традиции, стереотипы взаимоотношений с властью от своих предшественников, когда ответственность за беззакония возлагалась на местных чиновников, а от центральной власти ждали защиты от местного «беспредела» - как административного, так и человеческого. В оценках раскулачивания очевидцы и участники не выходят на осуждение политического режима, не видят преступности самого процесса раскулачивания как антизаконной, антинародной политики, инспирированной партийно-государственной властью.

Подробнее...

В деревню они потом не возвращались

Устные истории показывают, что крестьяне не видели идеологической подоплеки в действиях «раскулачивателей» и сводили мотивы их поведения к корысти, тем самым переводя проблему мотивации из социальной плоскости (социального поведения) в бытовую. Контент-анализ устных источников о раскулачивании выявляет наиболее распространенное представление о причинах раскулачивания: это «хороший дом», который приглянулся активистам либо для себя, либо для сельских нужд - под школу, детские ясли, избу-читальню — или для масштабных проектов по укреплению коммун и созданию отделений колхозов или ферм совхозов. Н. Е. Егорова, жившая в 1930-е гг. в исчезнувшем селе Кураевка, пояснила, что «одного из-за дома подкулачили

Подробнее...

Ценность устных источников для реконструкции социальной категории «кулак» на Алтае

Труд уравнивал возможности разных имущественных групп и являлся средством для достижения материального благополучия. Доказательства этому содержатся в многочисленных интервью крестьян из переселенцев, которые в 1920-е гг. благодаря развитию единоличного хозяйства стали состоятельными хозяевами, уравнялись со старожилами, а в 1930-е гг. попали в категорию кулаков. Так, семья С. И. Тырышкина «разбогатела трудом» именно в 1920-е гг., приобрела молотилку, сортировку, сеялку. А. И. Абалихина рассказывала, что ее семья приехала в Сибирь за 3 рубля в кибитке с тремя дочерьми, одной лошадью и 4 коровами, обзавелась в 1920-е гг. хорошим домом, косилкой, жнейкой. Свой прошлый опыт она отразила в присказке «одни богато жили, другие бедно жили, работать не любили».

Подробнее...

Яков Федорович, ты знаешь моего отца?

Но в характеристиках отношений к односельчанам-кулакам идеологические «показатели» рассказчиками не осознались. Я. Ф. Серебрянников говорил: «Кооперация была у нас тут. Лавочка, раньше когда началась Куяча. Лавочку держал мужик Ворошин Михайло. Он крестьянин был. И товаришко был. А жил, где сейчас клуб стоит. Он умер, и у него остался сын. Он дожил до раскулачивания, и его давай клепать — сын кулака. Его расстреляли, а семью выгнали. А теперь его сын сейчас живой, Иван Архипович Ворошин. Парнишком был. Отца-то когда выгнали, потом он вырос, был на войне и решил хлопотать дом отца. Несколько раз ездил в Москву. Узнал, что отец расстрелян ни за что, ошибочно. Ему сказали, что дом возвратят. Приехал сюда и говорит: Яков Федорович, ты знаешь моего отца? — Да знаю. — В свидетели пойдешь? — Пойду. А этот дом сделался колхозным. Но дом так и не отсудили».

Подробнее...

Страница 10 из 32

Виджет е-Рубцовск.рф

Новости на е-Рубцовск.рф

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска, e-rubtsovsk.ru

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф

Объявления на е-Рубцовск.рф

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс