Данную народную периодизацию колхозной истории необходимо учитывать при анализе повседневной жизни колхозников. По сути дела, историками до сих пор не создана полноценная история колхозной жизни в алтайской деревне, история колхозной семьи. Реконструкция прошлого алтайской деревни колхозного периода с привлечением устных исторических источников подсказывает, что к содержанию и формам колхозного бытования необходимо подходить дифференцированно, на основе изменений в оценках прошлой жизни.
Статьи
Однотипность жизненных ситуаций
Кроме разнообразия оценок повседневной колхозной жизни, обусловленной принадлежностью колхозников к разным поколениям, а также тендерным фактором, в «безгласом хоре» рядовых колхозников отмечается изменение оценок на разных отрезках колхозного периода жизни алтайской деревни.
Действие... состоит в утверждении связи событий посредством веры в законы мироустройства
В мужском дискурсе установка рассказчика нацелена на достоверность и установление взаимосвязи событий его личной биографии с внешними изменениями в жизни страны или событиями в деревне, крае, регионе.
Такая политика государства ставила колхозника в тупик
Обязательной для всех дворов являлась сдача молока. Госпоставки молока можно было заменять эквивалентной сдачей масла, мяса, сала и т. д. Заготовительные цены были крайне низкими, можно сказать, символическими (например, 1 л молока оценивался государством в 25 коп. при государственной розничной цене в 5 руб. в 1947 г.; 1 кг мяса оценивался в 14 коп. при розничной цене 32 руб. и т. п.).
Но кроме денежного налога колхозный двор выплачивал и натуральный
Сельскохозяйственный же налог действовал с 1939 г., имел обременительный прогрессивный денежный сельскохозяйственный характер. Его ставки зависели от доходности, устанавливаемой государством, вне зависимости от реальных поступлений с каждого колхозного двора. Часто нормы превышали фактический доход. Крестьяне ежегодно обязаны были оплачивать каждую голову домашнего скота, каждую «сотку» земли, даже каждое плодовое дерево или ягодный куст, а также определенный процент от «неземледельческих заработков».
Самым страшным для колхозников являлись подозрения или обвинения
В результате государство объявило борьбу с «государственным расхитительством». Об отношениях с государственными органами, общественным народным контролем колхозники говорят неохотно, хотя и не отрицают вынужденных хищений: «Женщина-технолог была, она продавала [с колхозной молоканки] масло на сторону. А оставшееся разбавляла до нужного веса.
Колхозная система
Колхозная система вынуждала крестьян приспосабливаться к государственной, по сути оброчной, политике, заставляла искать способы по-крестьянски защититься. В интервью можно найти примеры «скрытого» саботажа, направленного против государственного оброчного бремени на уровне как правления колхоза, так и рядовых колхозников.
Недостаток денежных средств на покупку промышленных товаров или продуктов питания
В колхозное время натуральный расчет труда привел к созданию в избах колхозников своеобразных закромов, которые заменили крестьянские амбары. Вот как описывает представительница старшей группы колхозников Д. П. Шмакова хранение заработанного на трудодни зерна: «Полати, под полатями вот тут вот закром с хлебом стоял — пшеница... У нас почемуй-то у всех закрома были в доме... Сколько тебе приходится [хлеба], на год. Осенью, вот как хлеб приберет [колхоз], и давали нам осенью. Сколь заработаешь.
3. М. Шишаева, которая «вечером завклубом работала, а днем - заведующей садиком»
В устных источниках существует огромное количество материала, подтверждающего процесс впитывания колхозниками новых советских умонастроений на индивидуальном уровне, то, что И. Г. Дубов определил как индивидуальный менталитет: «присвоенные конкретным индивидом специфические для данной культуры способы восприятия и особенности образа мыслей, выражающиеся в специфических для данной общности формах поведения и видах деятельности» [7].
В качестве примера динамичности устного источника можно привести рассуждение о колхозной жизни
Именно через субъективную реальность жизни колхозников можно проникнуть в мир советской эпохи, выявить побудительные мотивы социального и повседневного поведения человека. Мнения и представления людей о прошлом меняются под влиянием текущих событий, результатов преобразований.
Оттуда ездили сюда на работу
Обычно технический парк находился за пределами села, и первоначально рабочие приезжали туда только на рабочий день. Но ежедневные или еженедельные поездки отрывали мужчин от семьи. Через определенное время станции застраивались жилыми помещениями, и механизаторы переезжали туда с семьями. Наиболее известным примером создания постоянного поселения на базе МТС является история пос. Мирный под Бийском. Его история началась с 1928 г. со строительства льнозавода.
Внешний застроечный рисунок и планировка советских сел
Многие советские населенные пункты создавались на месте бывших заимок, хуторов или выселков. Старожилы Надеждинки Алтайского района (исчезла в 1960-е гг.) вспоминают, что «Надеждинка образовалась в 1932 г., а назвали так потому, что там раньше жила Надежда (когда единолично жили), по ее имени и назвали» (А. И. Захаров, с. Сараса, Алтайский район).
Ликвидация малодворных сел
Например, Субботин в Дресвяном Логу жил. Часть домов в деревне кучей стояли. А когда коллективизация началась — люди разъехались из ложков... Село меньше стало после коллективизации» (П. С. Архипов). В результате многие малодворные села исчезали, многие старинные крупные деревни сокращались в размерах. В Зональном районе с 1926 по 1939 гг. перестали существовать 38 населенных пунктов с количеством жителей от 4 до 147 человек.
Приехали и ночью увезли
Совокупность отдельных эпизодов вступления единоличников в колхозы, даже при отсутствии полноты и детализации, позволяет лучше раскрыть типичные жизненные установки и настроения массовых участников коллективизации.
А. Ф. Абрамович вспоминает
Она приезжала и читала... У ней вот такая большая книга была, толстая, у нее там всякие молитвы». А. В. Башкова рассказывает, что у служителя в с. Титово (Тогульский район) было кадило. В отсутствие храмов отправление служб происходило в жилых домах местных жителей — «на дом ходили». А если служи тель был один на несколько сёл, его «по селам развозили».
М. В. Макрушин
М. В. Макрушин рассказывал: «Три комсомольца зажгли ее, нагадили там». Возмездие для них наступило быстро: «один, который поджег, до дому добежал, в избу не успел забежать, около крыльца упал, его всего перекорежило, и тут прям умер. Перекорежило так, что не могли его хоронить... руки, ноги ему ломали, чтобы в гроб его сложить.
Головокружение от успехов
Второй этап, по воспоминаниям старожилов, наступил в 1930-е гг. Устные предания связывают этот период с репрессиями против священников и разрушением церковных зданий. Действительно, в СССР массовая ликвидация церквей «силовым порядком» была заявлена в 1928 г. На Алтае уже к концу 1928 г. появился документ «Итоговая сводка голосовавших за снятие колоколов и закрытие церквей в Барнауле» [21, с. 124]. Большие надежды возлагались на «Союз воинствующих безбожников» (СВБ) и образовывавшиеся в городах и селах края его ячейки.
Сразу после разрушения застрелился
«Власть заставляла разрушать церковь!» (Ф. А. Отпущенников, Сростки). Таким образом, в устных повествованиях представители «толпы» являются жертвами ситуаций с перевесом сил в пользу «разрушителей» (власть, карательно-репрессивный аппарат, жестокость методов подавления, идеологизирование повседневных бытовых отношений и т. д.). В Сростках «после запрета веры в церкви сделали танцплощадку и фойе. Иконы сгрузили в сельсовет и увезли в Бийск. Советская власть говорила: „А ты за бога? Ты в бога веришь? Ах ты мазурик!" И этого человека обходили [сторонились], так как он в бога верит. Народ не протестовал, многие вымерли. Кулаков расстреляли, может быть, они верили» (М. П. Останников).
Три улицы выгорело
Святость церкви и места вокруг него отражена в устной истории А. И. Рохлиной из с. Смоленское: «Церковь была деревянная... я в ней венчалась. Улица называлась Ильинская (ныне Мартакова). У нас там, где обрыв у реки, стоял длинный деревянный крест, как каланча, и у нас как праздник, Ильин день, люди со всех концов съезжались (в августе).
Финансовую помощь оказал трест «Барнаулстрой»
И лишь в начале 1990-х гг. по инициативе местных старушек началась работа по восстановлению храма. Большую роль в восстановлении срубного здания Никольской церкви сыграли местный священник Вениамин (умер в 1998 г.) и рядовые сельчане, которые из подручных средств стали варить кресты.
Записанные интервью-рассказы самих репрессированных уникальны
Записанные интервью-рассказы самих репрессированных уникальны и доносят до нас то, что не отражено в письменном виде. По характеру, чувствам, ощущениям, оценкам их рассказы отличаются от рассказов очевидцев. Они менее эмоциональны, более конкретны, скупы, с минимальным бытовым контекстом, более политизированы. Таким уникальным документированным источником является интервью с И. А. Медведевым, происходившим из кержацкой семьи старожилов Усть-Калманки:
Экспедиционные выезды и опросы сельских жителей Алтайского края
С. С. Нечаева рассказывала об отправке группы раскулаченных казачьих семей из Верх-Алейки: «Везли нас на бричках и держали в каком-то сарае. Набитый был. Долго держали. А потом на моторках (баржи таскали) повезли в Новосибирск. Там 4 баржи стояли. Нас туда стюрили. Повезли и поселили на острова. А рядом была Парабель (Нарымский край). Сгрузили, и жили на р. Томи в Пристанном поселке. Жили прямо под палатками (под своими половиками). А народу было! А палаток! Оправиться негде было. А мерли-то! Каждый день несли. Потом стали бараки строить: выкопаем метра два, рубим сосняк и обкладываем, а потом крышу из бревен сверху и землей засыпали. Потом лес корчевали, лопатами вскопаем, и сеяли весь май. Копали лопатой — все руки сбивали. Сослали-то в 1931-м, а вернулись в 1936 году. Брат выхлопотал. Зря-то не приедешь».
Попыткой избежать полного раскулачивания стало отделение взрослых детей от семьи отца
В интерпретациях действий власти крестьяне называют в качестве побудительного мотива вступления в колхоз введение разнарядки по раскулачиванию. Очевидцы говорят об этом так:«Твердые задания в 30-е годы были. Снимают людей, и не знаем, куда увозят и за что». В результате многие заимочники еще до сплошной коллективизации распродавали имущество и мигрировали в другие регионы («бежали») или «заходили в колхозы». Помнят старожилы и распродажу имущества кулаков, не сдавших назначенных («по твердому») ставок хлебозаготовок. В селах Кучук и Сибирка Шелаболихинского района имущество раскулаченных распродавалось с торгов, а оставшееся перераспределялось в коммуны.
Ульяна Леонтьевна Зайцева (с. Староалейское) вспоминает
Крестьяне наследовали нормы, традиции, стереотипы взаимоотношений с властью от своих предшественников, когда ответственность за беззакония возлагалась на местных чиновников, а от центральной власти ждали защиты от местного «беспредела» - как административного, так и человеческого. В оценках раскулачивания очевидцы и участники не выходят на осуждение политического режима, не видят преступности самого процесса раскулачивания как антизаконной, антинародной политики, инспирированной партийно-государственной властью.
В деревню они потом не возвращались
Устные истории показывают, что крестьяне не видели идеологической подоплеки в действиях «раскулачивателей» и сводили мотивы их поведения к корысти, тем самым переводя проблему мотивации из социальной плоскости (социального поведения) в бытовую. Контент-анализ устных источников о раскулачивании выявляет наиболее распространенное представление о причинах раскулачивания: это «хороший дом», который приглянулся активистам либо для себя, либо для сельских нужд - под школу, детские ясли, избу-читальню — или для масштабных проектов по укреплению коммун и созданию отделений колхозов или ферм совхозов. Н. Е. Егорова, жившая в 1930-е гг. в исчезнувшем селе Кураевка, пояснила, что «одного из-за дома подкулачили
Ценность устных источников для реконструкции социальной категории «кулак» на Алтае
Труд уравнивал возможности разных имущественных групп и являлся средством для достижения материального благополучия. Доказательства этому содержатся в многочисленных интервью крестьян из переселенцев, которые в 1920-е гг. благодаря развитию единоличного хозяйства стали состоятельными хозяевами, уравнялись со старожилами, а в 1930-е гг. попали в категорию кулаков. Так, семья С. И. Тырышкина «разбогатела трудом» именно в 1920-е гг., приобрела молотилку, сортировку, сеялку. А. И. Абалихина рассказывала, что ее семья приехала в Сибирь за 3 рубля в кибитке с тремя дочерьми, одной лошадью и 4 коровами, обзавелась в 1920-е гг. хорошим домом, косилкой, жнейкой. Свой прошлый опыт она отразила в присказке «одни богато жили, другие бедно жили, работать не любили».
Яков Федорович, ты знаешь моего отца?
Но в характеристиках отношений к односельчанам-кулакам идеологические «показатели» рассказчиками не осознались. Я. Ф. Серебрянников говорил: «Кооперация была у нас тут. Лавочка, раньше когда началась Куяча. Лавочку держал мужик Ворошин Михайло. Он крестьянин был. И товаришко был. А жил, где сейчас клуб стоит. Он умер, и у него остался сын. Он дожил до раскулачивания, и его давай клепать — сын кулака. Его расстреляли, а семью выгнали. А теперь его сын сейчас живой, Иван Архипович Ворошин. Парнишком был. Отца-то когда выгнали, потом он вырос, был на войне и решил хлопотать дом отца. Несколько раз ездил в Москву. Узнал, что отец расстрелян ни за что, ошибочно. Ему сказали, что дом возвратят. Приехал сюда и говорит: Яков Федорович, ты знаешь моего отца? — Да знаю. — В свидетели пойдешь? — Пойду. А этот дом сделался колхозным. Но дом так и не отсудили».
Еще статьи...
- Вот капитала-то у него, значит, много, вот он капиталист-кулак
- Казаки, с их менталитетом служилого сословия и привилегиями
- Устная история изначально возникла в США
- М. К. Останина рассказывала
- Примером является записанная от М. И. Шипунова семейная история о вступлении ее отца в коммуну
- Мама будит нас утром: вставайте, девчонки, в столовую
- Коммуна в оценках крестьян: первые шаги к новому мышлению
- Крепкая традиция престольных праздников
- Связь двух частей села летом обеспечивалась благодаря ежегодному строительству моста через Чумыш
- Для рекламы своего товара
Страница 10 из 32