Старообрядец-старожил Я. Ф. Серебрянников, пытаясь интегрировать свой жизненный опыт с информацией, полученной из печатных изданий, пришел к своеобразному выводу о превращении крестьянина в кулака: «Где-то были помещики. У них были заводы, фабрики. Управлял, значит, один фабрикой, работали-то люди. Он им оплачивал, а им кажется — мало.
Статьи
Казаки, с их менталитетом служилого сословия и привилегиями
Эти различия, помноженные на пестроту природно-климатических зон края, не только обусловили социально-экономическое и этнокультурное разнообразие деревенского мира Алтая, но и способствовали формированию социо-культурных групп внутри одного сельского общества. Эти группы могли по-разному относиться к проводившимся советским государством в 1930-е гг. коллективизации и раскулачиванию. В частности, устноисторическая работа показала, что на позицию старообрядцев повлияла их многовековая традиция борьбы за свою веру; они по-своему встречали преобразования советской власти. Трудолюбие и хозяйственность старообрядческих семей, их крепкое семейное хозяйство обусловили особую позицию этой категории крестьян в годы коллективизации, поэтому в старообрядческих селах социалистические преобразования проходили не так, как в остальных.
Устная история изначально возникла в США
В этом направлении устноисторические исследования деревенского мира могут развиваться в русле документалистики. Именно неудовлетворенность исследователей одномерностью отражения истории в документах государственных архивов способствовала тому, что устная история изначально возникла в США именно как отрасль архивного дела. Документалистский подход был характерен для зарубежной устноисторической практики на начальном этапе. С помощью интервьюирования создавались источники того или иного периода жизни американского общества, которые использовались для более объективной характеристики времени. Анализ зарубежной библиографии устноисторических исследований показывает, что историки-практики, добившись в последующие годы многофункционального использования устной истории, не отказались от ее документального назначения и на современном этапе.
М. К. Останина рассказывала
Более широким размахом селообразования отличалось коммунарское движение в степном Причарышье, особенно в Усть-Калманском, Усть-Пристанском, Смоленском, Петропавловском, Быстрбистокском районах. Еще в дореволюционное время на их территории сформировался район товарного хлебопашества. Многие старые села дали отселения в коммуны, на базе которых позже образовались самостоятельные поселки, ставшие в период коллективизации колхозами или их отделениями.
Примером является записанная от М. И. Шипунова семейная история о вступлении ее отца в коммуну
Обращает на себя внимание то, что коммунистические идеалы легли на подготовленную пролетаризацией почву — обнищавшие слои деревни, люмпенизированное или разоренное войной крестьянство, обезмужиченные семьи, безземельные переселенцы и т. п., для которых переход в коммуну стал возможностью решить социально-экономические проблемы.
Мама будит нас утром: вставайте, девчонки, в столовую
Но в то же время, в отличие от мирской жизни, в оценке коммунарского общества появился новый фактор, который получил развитие в колхозной деревне, — эмоциональная положительная окраска общественной жизни, постепенное перенесение оценки благополучия с результатов труда как материальной базы семейного производства, главной для единоличников, на моральные факторы, характерные для колхозной деревни, когда полунищее существование крестьян компенсировалось моральными факторами, атмосферой в коллективе: «Энергии было много, такие веселые, жизнерадостные.
Коммуна в оценках крестьян: первые шаги к новому мышлению
В этом смысле институт общинности, патриархальность семьи, домостроевские порядки являлись факторами, тормозящими социалистическую модернизацию алтайской деревни. Именно поэтому они попали под молот коллективизации 1930-х гг. Коллективизация и раскулачивание не только сокрушили экономическую самостоятельность единоличной семьи, но и привели к падению авторитета прежних ценностей.
Крепкая традиция престольных праздников
Закреплял власть старых сел над окрестными деревнями, выселками, заимками единый церковный приход (приходская община). Усилиями всего сельского общества строили церковь, открывали приход, куда возили детей на крещение, где регистрировали браки и смерть. Входящие в церковный приход населенные пункты связывали в единое общество престольные праздники. Они имели принципиальное значение для формирования образа родной деревни в сознании ее жителей. Любой престольный деревенский праздник являлся своеобразной «визитной карточкой» деревни; наличие своего престольного праздника являлось «входным билетом» деревни в единое сельско-приходское общество, а также играло роль «знака отличия» ее от остальных, входивших в приходскую общину.
Связь двух частей села летом обеспечивалась благодаря ежегодному строительству моста через Чумыш
Общество доверяло ему и беспрекословно подчинялось. В коллективной работе дети получали бесплатные уроки труда. Так, в приречных селах Причумышья жилые дома часто располагались по обоим берегам Чумыша.
Для рекламы своего товара
Конечно, производственную мощность семьи обеспечивали и экономические факторы: наличие достаточного количества скота, особенно рабочего, и орудий производства, но главным фактором для крестьянского хозяйства (не считая деревенских кустарей и торговцев) была земля. Поэтому в Суслово семьи среднего достатка, обеспеченные, в представлениях потомственных крестьян, землей, держали по 2 коровы, 4 лошади, очень много овец и свиней, до 100 голов: их кололи на зиму для еды, коров держали для молока, а лошади были главной тягловой силой. Многие семьи в 1920-е гг. стали держать лошадей на продажу и переходили в разряд предпринимателей.
В народном сознании заранее закладывалось ролевое неравенство мужчин и женщин
В целом обычное право закрепляло роль тендера по линии разграничения общественного и личного. Общественная жизнь являлась уделом мужчин (общинное самоуправление, право голоса, имущественное наследование, земельное право и т. д.), а семейная жизнь была женским полем деятельности (дети, домашнее хозяйство).
Недобросовестные... Добросовестные особенно бедные
А. И. Арзамасцева из неполной семьи (с. Черемное Павловского района) потеряла отца в два года, и маленькие дети остались с матерью. Они рано начали зарабатывать, она сама «работала у Кобзева Андрея, у Минаева Егора... Чуть хребет не сломала (копнила)». Поэтому в ее памяти осталась горькая детская обида на несправедливость: «богатые землю брали получше, нам похуже давали... У богатых были молотилки, лобогрейки, много скотины. Они запрягали лошадей. Один правит... другой сидит на лобогрейке.
М. И. Шипулина из с. Алтайское
Но в рыночных условиях взаимоотношения в сельской общине приобретали и новые формы. В воспоминаниях живых очевидцев содержится информация о переплетении традиций и новаций в сельском обществе. В частности, во многих интервью содержатся жизненные примеры, свидетельствующие об определенной разумности выстраивания отношений между экономически состоятельными (обеспеченными землей) сельчанами и обнищавшей (безземельной) частью деревни на основе патернализма, заложенного в патриархально-семейных и социальных отношениях, своеобразной заботе сильных о слабых, когда слабые (безземельные), стоящие на низших ступенях социальной лестницы, находили защиту у лиц с более высоким статусом.
Е. И. Неданов (Суслово) рассказывал
По словам старожилов, сход собирался для решения главных вопросов, из них самым важным являлся вопрос о разделе земли, в котором они руководствовались нормами обычного общинного права, т. е. по «едокам» — мужским душам. В результате поземельное наделение семьи зависело от половозрастного состава. Земли было много у тех, в чьей семье было много мужчин, и без земли оставались семьи, где во всех возрастных категориях (старшее, среднее и младшее поколение) преобладали женщины.
Потомственным крестьянам присуща рефлексия
Устные источники отражают «бессознательный традиционализм» в крестьянском миропонимании этого периода и показывают, что в 1920-е гг. большую роль в формировании производственных возможностей крестьянской семьи играли такие этнокультурные факторы, как ее людность и состав, трудовые семейные и мирские порядки, брачные традиции и система воспитания детей, культура питания, взаимоотношения между старыми и новыми членами сельского общества, традиции землепользования и т. п. За исключением статистико-демографических показателей численности и половозрастного состава семьи, этнокультурная информация в архивных источниках практически отсутствует.
Отрывок из рассказа А. Ф. Елясовой
Благодаря расселению крестьян сокращались расстояния между населенными пунктами, их связывала хозяйственная жизнь и закрепляла общинная традиция. Все заимочники жили в одном сельском обществе и относились к одному церковному приходу. Эта мирская и приходская общность служила фактором стабильности и уверенности в поддержке со стороны односельчан, что являлось немаловажным обстоятельством при освоении новых мест. Чувство общности, сопричастности, взаимовыручки давало уверенность и готовность идти на риск.
Степная территория Славгородского и части Каменского округов
Устные свидетельства показывают, что в процессе образования новых поселений в этот период преобладали два пути - выселения нескольких семей на новые целинные земли (выселки) и подселение на старые заимки-односелья, образованные около мельниц, пасек или на отдаленных местах сенокосов и пашен (заимки). По переписи 1926 г. на Алтае было учтено 1072 выселков и заимок.
Жизненная история Ю. Г. Тутовой
Одна из причин кризиса сельского хозяйства в наши дни видится в потере бытовавших в каждом селе производственных и трудовых традиций, апробированных в природно-климатических условиях конкретной местности. Крестьяне хорошо знали потенциальные возможности каждого участка: где были поздние летние или ранние осенние заморозки, «мокрые места» или «сухие лога», и соответственно подбирали культуры. Сочетали на заливных лугах скотоводство с пчеловодством, в горах — кустарные промыслы и скотоводство и т. д.
Отрывок из интервью Аверия Тимофеевича Немчинова
В этом смысле устные источники по истории 1920-х гг., записанные от старожилов, являются наиболее «чистыми», т. е. адекватными прошлой жизни. Мировоззрение людей преклонного возраста (1890-1920-х гг. р.) формировалось в период господства семейных и общинных порядков и устояло в период массированной партийно-государственной обработки сознания.
Устный источник, «говорящий» от народа, принципиально отличается от архивных источников
В 1920-е гг. микроячейкой жизни общества являлись семья и домашнее хозяйство. Их контуры были границами между частной жизнью человека и внешними событиями. Семейное домашнее производство позволяло выживать и строить стратегии повседневного существования. Вместе с тем в 1920-е гг. в традиционный патриархальный уклад алтайской деревни внедрялись новые социалистические формы и нормы жизни.
Ходачество
В семейных историях переселенцев содержится научно достоверный материал о ходачестве. Все рассказчики из переселенцев говорят, что переселялись на Алтай после предварительной разведки. Украинец В. И. Иващенко из с. Стан-Бехтемир Бийского района рассказывал: «Еще деды приезжали. Много их приехало... Жили на Украине. Там барщина была. Три дня на барина работали, три дня на себя... Ходили в город на зиму [на заработки]... Земли немного давал барин... много народа ехало... Сначала приехал дед Филипп, как ходоком, тут облюбовал место, написал письмо, а они оттуда три месяца ехали, коров вели сюда, лошадей, кроены, соху, инструменты...».
Я родилась в Черном Ануе, а крестилась в Белом Ануе
Переселенческие версии отличаются от старожильческих именно конкретно-историческими сведениями о пути их предков из Европейской России на Алтай (в старожильческих вариантах эта информация ограничивается фразами «бежали», «пришли» и т. д.), об устройстве на новом месте, о взаимоотношениях со старожилами. Для семейных историй переселенцев характерно признание прав старожилов на землю и своего более низкого социального статуса. Например, переселенка А. И. Абалихина (с. Ново-Ты- рышкино, Смоленский район) рассказывала: «Я родилась в Черном Ануе, а крестилась в Белом Ануе.
Язык является основой при формировании внутреннего мира человека в общении с членами социума
Подобные устные сообщения свидетельствуют о мнениях и ценностях, разделявшихся обществом, о менталитете крестьян. Ключ к пониманию строения исторической памяти дают такие составляющие рассказа, как используемые рассказчиком выражения, грамматические построения, фразы, интонация, диалекты. В приведенном отрывке маркировка общественных и экономических преимуществ старожилов при господстве обычного (семейно-общинного) права, их более высокий социальный статус, базирующийся на первоочередности в пользовании землей, закодирован в фразах: «мой прадед» — «заселил», «захватил», «организовал», «нарезал», «столбы поставил», «давать земли» и т. д.
Деревня Алтайского края в начале XX века: вымысел и правда в устной истории
События, связанные с основанием населенных пунктов и переселениями, являются в памяти современных информантов наиболее удаленным временем, «прощупываемым» в устной памяти. Еще десять лет назад можно было записывать полноценные семейные версии о переселениях и образовании сел, о судьбе человека или крестьянской семьи в Гражданскую войну. Сейчас уже встречаются только фрагменты прошлых историй в пересказе детей, внуков, правнуков. Через несколько лет процент забытого
Развитие сети населенных пунктов в начале XX века
В ходе авторских полевых исследований 1990-2006 гг. по новейшей истории алтайской деревни на основе расспросов и рассказов очевидцев, свидетелей и хранителей устной традиции сформировался значительный архив, который используется в данной монографии не только для реконструкции прошлого, но и для источниковедческого анализа и оценки устных исторических источников. В настоящей монографии предпринимаются также попытки решить ряд методологических проблем. Иначе говоря, данная работа преследует две цели: 1) показать ретроспективу истории алтайской деревни в XX в. под влиянием как внешних событий, так и внутреннего состояния ее участников; 2) раскрыть содержательные и формальные особенности и возможности устных исторических источников и способы работы с ними, что предполагает их внутреннюю и внешнюю критику.
Сферой деятельности устной истории является новейшая история со своими областями
Устный архив может создаваться в качестве как тематического, так и универсального, собственно, так же как и деятельность устного историка может определяться как тематической проблемой, так и комплексным документированием.
Устно-исторические исследования индивидуального и массового исторического сознания и знаний
2. Устноисторические исследования индивидуального и массового исторического сознания и знаний, народных суждений, представлений и оценок происходящих событий (устная оценочная история). Основным направлением является изучение социально-психологических аспектов исторических процессов и народные (бытовые) оценки исторических явлений, событий, деятелей:
Еще статьи...
- Устно-исторические исследования судьбы человека в период крупнейших событий XX века
- Специфика исторических обобщений
- Периодизация М. В. Лоскутовой
- Устная история
- Всегда говори «да»?
- Международный день чего-чего? Давайте лучше покушаем!
- Пора брать власть в свои руки!
- СПРАВЕДЛИВЫЕ ЗАКОНЫ - для Алтая!
- Как водителю сохранить права? Предложение, от которого нельзя отказаться
- Рядом с Хрущевым
Страница 11 из 32