Разрушение деревенского мира в России произошло в короткие сроки, на глазах 3-4 поколений. Историкам Алтая представляется уникальная возможность собрать и сохранить воспоминания очевидцев и участников исторических событий, расширить источниковую базу, сформировать архивы устных исторических источников (oral historical source) и использовать их для объективного анализа истории российской деревни в XX столетии.
Спецификой исторических обобщений, базирующихся на устной истории, является опора не столько на точные факты и детальные статистические данные, сколько на память — индивидуальную и коллективную, личную и историческую. А память, аккумулирующая жизненный человеческий опыт, является основным источником для рассказчика во время диалога «рассказчик — расспросчик». В силу ее особенностей историку и приходится иметь дело с разновидностями памяти. В частном случае запоминается «подчас не все существенное; на первый план могут выступать разрозненные и даже случайные факты, а события более значительные упущены, что-то может быть привнесено позднее, на основании других впечатлений или просто придумано...» [11, с. 37], т. е. процесс запоминания связан прежде всего с эмоциональным восприятием событий. Но вместе с тем частный случай является частью коллективной памяти, так как всегда отражает своеобразие исторических условий, в которых жил рассказчик, и черты сознания социальной группы людей, к которой он относится, во всей многогранности.
< Предыдущая | Следующая > |
---|