Одна из причин кризиса сельского хозяйства в наши дни видится в потере бытовавших в каждом селе производственных и трудовых традиций, апробированных в природно-климатических условиях конкретной местности. Крестьяне хорошо знали потенциальные возможности каждого участка: где были поздние летние или ранние осенние заморозки, «мокрые места» или «сухие лога», и соответственно подбирали культуры. Сочетали на заливных лугах скотоводство с пчеловодством, в горах — кустарные промыслы и скотоводство и т. д.
Примером является жизненная история Ю. Г. Тутовой (с. Катунское, Смоленский район): «Вот мой отец [исчезнувшее с. Сосновка] кожи делал, овчины. У него была колода. Дуб толкли в ступе. Мы маленькие были. Отец давал задание - толочь кору в ступе. У нас были дубы [местное название ветлы, ивы, тальника], пучками сушили. Однажды утром отец встал, а колода пустая - все кожи украли. Он сел на лошадь и по следу (кора текла) поехал в Дурной Лог и нашел кожи и привез обратно. Потом отец квасил в каком-то растворе (муку разводил). А потом дубил: кожу на огромную колоду стелет - пересыпает дубовой корой, вторую стелет — пересыпает корой. Потом сушит. Потом мнет в мялке, чтобы мягкая... У нас был замечательный сапожник Никита Гладышев. Никита так обкатывал кожу - мягкая, черная. А сапоги шил лодочкой, отличные. Отец получал заказы от местных людей, а те — Никите. А Никита и жена чернили кожи и шили. У них было две комнаты (кухня и горница), и вот заходишь в кухню, а у него колодок! Он в кухне и шил. И у отца, и у Никиты были коровы, лошади, хлеб ростили».
< Предыдущая | Следующая > |
---|