Но в то же время, в отличие от мирской жизни, в оценке коммунарского общества появился новый фактор, который получил развитие в колхозной деревне, — эмоциональная положительная окраска общественной жизни, постепенное перенесение оценки благополучия с результатов труда как материальной базы семейного производства, главной для единоличников, на моральные факторы, характерные для колхозной деревни, когда полунищее существование крестьян компенсировалось моральными факторами, атмосферой в коллективе: «Энергии было много, такие веселые, жизнерадостные.
Мама будит нас утром: вставайте, девчонки, в столовую. Завтракать, обедать, ужинать ходили в столовую коммунарскую». История коммунарского движения в интерпретации очевидцев дает важный материал для выявления отличий в мотивации труда крестьянской единоличной и социалистической коллективной форм производств. Именно в устных источниках о коммунарском движении фиксируется рубеж двух эпох, маркированный мыслями, ощущениями, представлениями старого и нового поколения сельских жителей. Замена старой формы хозяйствования совершенно иной организацией производства предполагала смену жизненных установок. Период кампании по образованию коммун отличался апелляцией к сознанию. В крестьянской модели, как показал анализ устных источников, преобладали трудовые стимулы, новая модель отличалась цепью постоянных экспериментов в области трудовых отношений. Увлечение утопичными социальными теориями, реализованными в коммунах, сопровождалось внедрением моральных и нравственных стимулов.
< Предыдущая | Следующая > |
---|