Wednesday, Nov 14th

Последнее обновление12:09:07 PM GMT

В «Прожекторе» тоже школы не было

Необходимо отметить, что в устных источниках понятия об улучшении жизни отражают прошлые представления. Колхозники не сравнивают понятия «хорошо» 1950-х гг. и современные представления о хорошей жизни. В постсоветский период (1990-е гг.) также отмечается изменчивость оценок прошлой колхозной жизни. Но это — самостоятельная тема исследования, которая показывает, как меняются представления о прошлом под влиянием реалий нового времени. В этом свете важное значение приобретает высказывание одного из ведущих устных историков США М. Фриша о том, что «показывая, как по-разному люди пытаются осмыслить свою жизнь в ее различные моменты, давая нам возможность увидеть этот глубоко личностный процесс, устная история обнажает наиболее характерные модели интерпретации прошлого: их совокупность составляет тот механизм культуры, посредством которого в обществе закрепляется одна трактовка событий, а другие трактовки подавляются, - этот механизм и подталкивает нас к тому, чтобы мы воспринимали прошлое так, а не иначе» [3, с. 62].

Для респондентов критериями улучшения жизни в послевоенный период являлась жизнь не столько семьи, сколько сельского общества. В селах в 1950-е гг. на колхозные средства были открыты начальные школы, магазинчики, фельдшерские пункты. Было начато благоустройство: проводились электролинии, водопроводы, радио, телефонный кабель. Строились клубы. В каждом интервью прослеживается стремление респондентов наращивать показатели улучшения жизни, и прежде всего отмечаются электрификация, радиофикация, создание материальной базы земледелия и животноводства и особенно культурно-бытовой среды Так, в Дресвянке в 1950-е гг. построили магазин-стопочку (однокамерная изба), клуб (в 1958 г.), установили двигатель, столбы и давали свет с 6 до 12 часов. Вот как описывает В. Л. Курочкина развитие материальной и социально-культурной базы с. Луговского (колхоз «Красная заря») в послевоенное время: «В селе была школа (две комнаты в доме умерших стариков) — 4 класса, рядом построили маленький клуб. Больницы не было, у нас жил фельдшер. Магазинчик был в амбаре, продавщица зимой продает, и руки мерзнут. Сколько жили, в реке брали воду, а колодцы были только у Козлова и Букшиных». В «Прожекторе» тоже «школы не было. Был круглый дом, и в одной комнате учили нас... Учителя сами куяганские [из с. Куяган], жили в Прожекторе на квартире. Клуб поставили после войны. Медпункта не было, врачи приезжали из Куягана. Позже провели электричество. Радио — тоже позже. Телефона не было. Если что-то было надо — отправляли нарочного...» «В Маралье сперва магазина не было, а была в амбаре кладовая (как отдельный домик) — так и был маленький магазинчик. В Маралье была школа — чей-то домишка, 1-2 учительницы вели по 2-3 класса. Кто дальше учился — ходили в Пролетарку или жили в интернате. Больницы не было. Медик появился и все назначала в больницу в Комар, не поможет — отправляли в Алтайское» (В. Л. Курочкина, с. Алтайское).

Виджет е-Рубцовск.рф

Новости на е-Рубцовск.рф

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска, e-rubtsovsk.ru

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф

Объявления на е-Рубцовск.рф

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс