Исторические события XX в. обусловили активное взаимодействие народов. Уровень межэтнического напряжения и согласия в XX в., формирование этнических стереотипов и мифологем у сельского населения Алтайского края определялись рядом факторов и причин на каждом этапе добровольных и принудительных миграций.
Самостоятельную роль в развитии межэтнических представлений и этнокультурных образов в алтайской деревне в советский период сыграли принудительные переселения 1930-1950-х гг., которые представляли собой опыт насильственного смешения народов, усугубленный агрессивной политикой государства. Массовые депортации представителей отдельных народов из Прибалтики, Крыма, Поволжья, Северного Кавказа, западных областей Украины и Белоруссии привели к тому, что за предельно короткий промежуток времени территория Алтайского края стала районом этнически пестрого заселения. Судьба рядовых людей в этот период является частью истории военного времени (спецпереселения и депортации), а военная история долгое время рассматривалась только как героическая, внимание избирательно обращалось на те или иные ее страницы.
Алтайская деревня в военное время стала местом насильного переселения людей разной этнической принадлежности (молдаван, поляков, немцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей, калмыков, украинцев, литовцев, балкарцев, греков, евреев, татар, армян, гагаузов и др.), объявленных потенциальными «врагами» и «предателями». И военная жизнь алтайской деревни не является полной без «голосов» самого бесправного в годы войны сообщества — депортированных и спецпереселенцев, которые влились в жизнь деревенского общества и стали частью общей деревенской жизни.
< Предыдущая | Следующая > |
---|