Несмотря на определенную напряженность межэтнических контактов в начальный период депортации в алтайскую деревню, интервью показывают, что дальнейшие отношения между местным и депортированным населением определялись межличностными контактами в трудовой и бытовой сферах. Они способствовали и единению, и разобщению. Определенное значение в формировании этнокультурного образа новопоселенцев имели особенности обустройства спецпереселенцев и их включение в деревенскую трудовую повседневную жизнь.
Если свое влияние на первоначальное восприятие немцев оказывала антифашистская пропаганда, то в последующих взаимоотношениях более важным фактором было отношение переселенцев к труду, их поведение в быту. Так, практически все старожилы алтайской деревни отмечают большое трудолюбие и аккуратность немцев в работе, высокий уровень культуры, говорят об эволюции своего отношения, которое менялось по мере сравнительного развития антитезы «мы» — «они». Ф. А. Опущенникова (с. Сростки) вспоминает, что «немцы работящие были... Очень работали хорошо, а русские все только пьют». «...Вообще-то на это внимание не обращали, русский он, немец ли, как-то не было. Уважаемые люди, хорошие люди, плохого никому ничего не делали... Нормальное отношение было... Никто их здесь не трогал... Пили с русскими вместе...
< Предыдущая | Следующая > |
---|