Одной из базовых категорий, структурных элементов менталитета и исторического сознания является потестарное самосознание, т. е. отношение народа к верховной и местной власти. Его проявление в мироощущении колхозников и рабочих совхозов проходит красной нитью через любое тематическое интервью. При интерпретации событий прошлой жизни в советский период каждый респондент так или иначе выражает свое отношение к власти.
Такое акцентирование не было характерно для традиционной крестьянской культуры, которая функционировала в более замкнутом патриархальном мире и концентрировалась на семейных и сельских проблемах. Устные источники по потестарному сознанию советских колхозников предоставляют информацию для проведения аналогий, сравнительного анализа, выявления трансформаций в их мировоззрении на протяжении всего советского периода. Зеркальным отражением ментальных установок являлось социальное поведение, так как ментальность проявлялась через деятельность и поведение человека. В его поступках в повседневной жизни, в общественных и производственных отношениях, в оценках и установках отражалась позиция конкретного человека, его социальные, этнические, ментальные установки.
Устойчивым в устных источниках является эмпирическая закономерность противопоставления центральной (гарант справедливости) и местной власти («супостаты»). Особенно ярко это проявляется при характеристике сталинской эпохи, которая в оценке большинства информантов отличалась «образцовым порядком» (эмпирическая реакция на реалии сегодняшнего дня). Что касается беззаконий, то вина снимается со Сталина, который «ничего не знал, от него же все скрывали», а в «перегибах» обвиняется местное административно-партийное начальство.
< Предыдущая | Следующая > |
---|