В наше время, кроме наркомании, алкоголизма и табакокурения, получила очень большое распространение такая серьёзная болезнь как «ящико-зависимость».
Это патологическая зависимость человека от просмотра быстро сменяющихся картинок на телевизионном или компьютерном экране. Симптомы этой болезни следующие:
– всё своё свободное время человек проводит, уставившись в заветный «ящик»;
– человек искренне верит, что то, что показывают по «ящику» – это реальная жизнь;
– если процесс просмотра «ящика» прерывается чем-то из внешнего мира, то это вызывает сильное раздражение «ящико-зависимого» индивида;
– такой человек никогда не признается, что он «ящико-зависимый»;
– свою зависимость он будет именовать не иначе как хобби (представьте себе, что алкоголик при приёме на работу в графе хобби и увлечения пишет: люблю выпивать с друзьями в шумных компаниях);
– иногда такой зависимый человек забывает о том, что нужно время от времени принимать пищу, ложиться спать, ходить на работу, любить.
Почему всё больше людей хотят убежать в виртуальный мир из этой реальности? Дело в фобиях и подсознательных детских страхах и комплексах? Или над этими людьми тяготеют какие-то серьёзные неразрешимые проблемы? А может, это боязнь одиночества? Или неспособность реализовать слишком большие амбиции? И, собственно, чьи амбиции приходится реализовывать: личные или навязанные родителями?
Что делать, если ваш супруг, друг или ребёнок – один из таких «ящико-зависимых» людей? Как ему помочь? И надо ли ему помогать?
Уровень 1: Поговорить
Ну да, всё начинается с признания очевидных фактов, которые вы не можете игнорировать, и рядом с которыми вам сложно жить. Этот разговор не из приятных. Но молчать и обижаться – это не выход из ситуации.
Не нужно никого обвинять или ставить перед выбором. Попытайтесь просто разобраться, почему человек себя так ведёт и чего ему не хватает в жизни. Действительно ли он страдает социофобией, или ряд неудач в личной жизни сделали его таким апатичным. Возможно, что-то именно в вашем поведении по отношению к нему заставляет его бежать в виртуальный мир.
Уровень 2: Отвлечь
Отвлекать нужно ненавязчиво и постепенно. Найти такому человеку реальное хобби – задача непростая, но попытаться стоит. Нужно подогревать в человеке любые интересы, даже самые фантастические, главное – чтобы они не имели отношения к «ящику». Нужно использовать простые мелочи: положить рядом с местом, где человек обычно предаётся своей «ящико-зависимости», головоломку, кубик Рубика, пазл... Словом, дать какую-нибудь логическую работу для его мозга и пальцев. Постепенно попытаться переключить человека на какие-нибудь настольные игры: карты, шахматы, нарды, монополию…
Если зависимый соглашается составить вам компанию в игре или каком-то занятии, это уже большой прогресс, одна маленькая ступенька на его пути от «ящика» к реальной жизни. Поскольку это лестница ведёт вверх, а путь восхождения по ступеням гораздо труднее, чем спуск вниз, надо радоваться каждому маленькому достижению. Ступенек много, и подъём на каждую новую означает новое небольшое достижение в жизни «ящико-зависимого».
Уровень 3: Вывести на улицу
Для этого потребуется не серьёзный предлог, вроде «сходить за хлебом», а нечто развлекательное, например «покататься на велосипеде», «погулять в парке», «сходить в боулинг«. Поход в кино – не самый лучший вариант, ибо в этом случае вы просто предлагаете посмотреть другой, «большой ящик».
Если это мероприятие прошло успешно, и «ящико-зависимый» даже смог получить от этого удовольствие, то выходить на улицу по подобным поводам стоит почаще. Можно даже сделать из этого традицию. Тогда ваш «пациент» будет ждать очередного выхода и готовиться к нему. А значит, начнёт планировать какие-то события в своей жизни.
Уровень 4: Подбодрить
Для того чтобы человек сделал какие-то выводы или определил цели, ему нужно одобрение окружающих. Оно нужно ему до принятия решения, а не после. Каждый человек жаждет, чтобы его любили и принимали таким, какой он есть, а не за то, что он чего-то в жизни добился.
Так многие родители требуют от своих детей, чтобы те получили образование, нашли хорошо оплачиваемую работу, выбрали в жизни «правильную» профессию, были рядом с «правильными» людьми. Кому это надо? Родителям. Для удовлетворения их собственных амбиций. Не нужно культивировать в детях эти амбиции, лучше помогите им определить и развить их способности.
Уровень 5: Новое увлечение
Найти себе дело по душе не так просто, как кажется многим. Нужно для начала столько всего перепробовать! И далеко не все попытки будут удачными. Сколько же разочарований нас ждёт! Это очень сложные ступеньки, через которые надо пройти, причём чередование может быть таким: одна ступенька вверх, потом неудачная попытка и три ступеньки вниз. И вот опять нужно начинать заново: с первого уровня.
Уровень 6: Попытка преодоления препятствий
Если у человека есть чёткая цель, он будет маниакально к ней стремиться, обходя и преодолевая любые препятствия на своём пути. Если же путник сдаётся при первой неудаче, то это явно не его цель. Поэтому при определении целей нужно научиться не обманывать самого себя. Дело не в его амбициях, не в том, кем он хочет стать, чтобы мама с папой им гордились, а окружающие ему завидовали.
Не об удовлетворении собственного тщеславия идёт речь, а о получении удовольствия от процесса какой-либо деятельности. Поэтому найдите то, чем нравится заниматься больше, чем смотреть в «ящик».
Уровень 7: Готовность учиться
Новая деятельность требует связанных с ней новых знаний. Учиться самостоятельно или у других людей – каждый решает сам. В любом случае желание учиться говорит о серьёзности намерений. Трудности будут – нужно просто свыкнуться с этой мыслью.
Говорят, что родители, которые пытаются всё делать и решать за своих детей с их младенчества, обрекают своих отпрысков на еще более сложную и тяжёлую жизнь. На самом деле проблемы у всех людей типичные, просто одни привыкли решать свои проблемы сами, а другие ждут, когда им помогут. Процесс ожидания затягивает решение проблем и отодвигает проблему до уровня «неразрешимой».
Уровень 8: Новые друзья
Способность заводить новых друзей есть не у всех. Большое количество друзей говорит о том, что человек не очень хорошо разбирается в людях и слишком поверхностно их оценивает. Отсутствие друзей свидетельствует о том, что человек никому не доверяет, так как в жизни ему часто приходилось разочаровываться в людях.
Необходимость иметь хотя бы одного друга обусловлена не тем, что этот человек для вас сделал или готов сделать, а тем, что вы уже сделали для него. Получается, что друг – это человек, для которого ты сделаешь всё, не требуя ничего взамен. Дружба бескорыстна. Но далеко не все готовы на бескорыстные поступки ради чужого человека. Может, поэтому у некоторых нет друзей? Они сами сидят и ждут, когда кто-то что-то для них сделает, тогда они назовут этого человека другом.
Уровень 9: Оцените свои силы
Насколько вас хватит? И как далеко вы сможете зайти? Как долго, например, вы сможете бороться с «ящико-зависимостью» родного вам человека? В какой момент опустятся руки, и вы просто отойдёте в сторону со словами: «Ну, хорошо. Это твоя жизнь! Делай, как знаешь. Я больше не буду мешать. И помогать тоже не буду».
В нашем мире много равнодушных людей, которым наплевать на нас. И с каждым годом этих равнодушных становиться больше.
Станете ли вы одним из этих равнодушных, чтобы облегчить себе жизнь?
< Предыдущая | Следующая > |
---|