Самоопределение — процесс нелегкий.
Это самоанализ и самопроверка: что тебе легко дается и что трудно? К чему чувствуешь влечение и к чему совсем не тянет? В чем преуспеваешь по сравнению с другими и в чем отстаешь?
Это самоограничение. Чтобы всерьез сосредоточиться на том, в чем угадываешь свое призвание, надо от чего-то отказаться, не разбрасываться что мешает. Своего нетерпения-всего того,
Это сознательная выработка полезных для дела привычек, упражнение и развитие нужных для него способностей и навыков.
Избранному делу надо упорно посвящать силы, время, труд, чтобы добиться в нем успеха, чтобы чувствовать себя на своем месте. Предаваясь только лишь рефлексии, без какой-либо целеустремленности к действию не сформируешь себя как Человека.
Нельзя стать личностью вне повседневного труда. А труд, которого общество ждет от подростка, — серьезное сознательное учение. Между тем и Люба и Галина спешат отречься как раз от того, что надо прежде всего одолеть. И тут кроется просчет в воспитании. Мы не всегда умеем поднимать учение в глазах ребят на уровень их главного Дела, большого и полезного обществу труда, хотя плоды его и не пожинаются сразу. Мы не всегда умеем помочь взрослеющим детям связать в своем сознании две важнейшие грани выбора: кем и каким быть? А ведь самоопределение профессиональное и самоопределение нравственное взаимосвязаны, хотя эта связь не всегда отчетливо осознается. И чтобы поддержать благие порывы юности, "важно прояснить для нее эту связь.
< Предыдущая | Следующая > |
---|