Thursday, Apr 25th

Последнее обновление12:11:17 PM GMT

ЧИКАЛОВ Александр Владимирович

Родился 6 сентября 1962 года в с. Шубинка Егорьевского района Алтайского края.

С 1970 года проживает в г. Рубцовске. Окончил школу № 13, затем в 1981 году — Рубцовский машиностроительный техникум.

30 марта 1981 года был призван в Вооруженные Силы СССР. С 7 апреля по 22 июня 1981 года находился в учебном подразделении г. Кушка Туркменской ССР, осваивал специальность наводчика противотанковой пушки МТ-12.

Далее в составе ограниченного контингента советских войск проходил службу в г, Шинданде ДРА. Был оператором-навод- чиком БРДМ-2 (бронированнойразведы-вательно-дозорной машины).

«Мы звезд небесных не хватали, И мы не строили дворцы. Мы просто на войне «пахали», Как наши деды и отцы.

Мы мир на части не делили. Нам просто выпало служить Где нас чужой войной учили. Ради чего нам стоит жить.

А. Чикалов. г. Шинданд 1981—1983 гг.

22 июня 1981 года, ровно через 40 лет после начала Великой Отечественной войны, нас забросили на вертолетах в Афганистан. После 2,5 месяцев обучения в г. Кушка это был долгожданный день. На аэродроме началась сортировка. Отобрали 10 ребят покрепче и сказали, что воинская специальность у нас изменится. Оказавшись в части, мы приуныли. Картина предстала такая: 10 палаток в каменистой пустыне, забор из колючей проволоки, рядом кишлак и штаб дивизии. В общем, картина мрачная. Нам объяснили, что служить мы будем во взводе разведки, охраны и сопровождения при комендантской роте. Близость штабного начальства никогда у солдат энтузиазма не вызывала, но в период адаптации мы поняли, что и здесь жить можно. Но жить — это будет чуть позднее, минимум через полгода, а пока наступили солдатские будни «чижика» , т.е. молодого солдата. После уже афганского карантина нас распределили по экипажам БРДМ-2, и началась настоящая служба. Это — сопровождение колонн, сбор и реализация разведданных, работа совместно с афганской армией, с их народной милицией, ХАТом (службой госбезопасности). Кроме этого, участие в дивизионных и полковых рейдах, боевое охранение, выезды по тревоге, короче, скучать было некогда. Обычный сон — четыре часа, если шесть, то это уже роскошь. Очень много работали с военными советниками. Это особый народ, и работа у них была непростая. Когда ехали с советниками, никогда не знали, куда нас занесет. То брали какой-то склад с оружием, то направлялись в отдаленный кишлак, а то и вообще в банду на переговоры. Попасть с ними в «ситуацию» было элементарно, но бог миловал, стало быть, эти люди знали свое дело. Если обо всем говорить обобщенно, то война - это тяжелая мужская работа. Случались потери, и с этим труднее всего было смириться. Но мы были молоды и старались, как могли, скрасить свое пребывание на войне. Были и «приколы», об одном из которых хочу рассказать.

Сопровождали мы как-то группу офицеров, которую командировали в город Кушку, до советско-афганской границы. Отношения за 400 км пути у нас сложились довольно приятельские, поэтому по приезду в Турагунди (пограничный кишлак с афганской стороны.), офицеры предложили нам на выбор: либо дождаться их, либо доложить коменданту гарнизона о нашем прибытии и тот, соответственно, определит офицера на обратную дорогу. Мы, естественно, попросили о нас не докладывать, чтобы была возможность спокойно и без надзора дождаться их или уехать обратно самим. Мы - это экипаж БРДМ-2: я и водитель Самарин Василий. Отдыхали мы. по полной программе. Днем купались в реке Кушке, добывали провиант и фрукты у местных, вечером собирались с земляками на ужин. На наше счастье, в это время прибыла колонна из Союза, а значит, в Афган зашла водка. Найти своих и добыть водку не составило труда, так что отдых удался. На третьи сутки нас предупредили, что нами сильно заинтересовался комендант. Стало понятно — пора «линять». В общем, как и предполагалось, мы поехали назад одни. Конечно, это было опасно, но казалось таким пустяком по сравнению с еще одним днем свободы,когда впереди 400 км пути и затаренная фруктами машина. Осталась даже бутылка водки. Впереди ждали три перевала, города Герат, Адраскан и, наконец, наш Шинданд. Нас могли остановить на любом перевале или на какой-нибудь другой «точке». На этот случай была припасена офицерская фуражка - метод проверенный. Надеваешь фуражку, высовываешь голову из люка, и все в порядке. О том, что могут обстрелять, даже и не думали. Благополучно доехали до Герата, и на выезде из города, на точке, я увидел земляка, Быченко Андрея, с которым вместе был в «карантине». Не виделись давно, и, естественно, эту встречу отметили, благо было чем. На востоке говорят: «Аллах создал алкоголь из 1/3 крови орла, 1/3 крови барана и 1/3 крови свиньи. Поэтому, когда человек выпивает 1 стакан, то чувствует себя орлом, после второго становится как баран, а после третьего похож на свинью». Уверен, что это выражение не про русских парней, но, тем не менее, когда мы расставались, то чувствовали себя орлами, хотя уже начинали «баранеть». Видимо, это потому, что выпить водки в Афганистане удавалось крайне редко. Итак, алкоголь начал действовать. Идем с перевала, скорость 100 км/час, и тут вдруг водителю начало казаться, что у нас горит двигатель. Он попросил меня посмотреть. Для этого нужно было всего лишь высунуть голову из люка, но, естественно, мне этого показалось мало. Я вылез на броню, прошел к люку двигателя, открыл его, посмотрел, закрыл и двинулся обратно. Нужно заметить, что сделать все это на ходу машины было довольно затруднительно. Итак, я с чистой совестью пробирался назад, и в это время водитель начал тормозить. Чуть не сорвавшись, с соответственным настроением я вернулся на место и стал ругаться. Водитель смотрит на меня, как на привидение, и ругается еще сильнее.

Остановили машину, начали разбираться. Оказывается, он, увидев, что остался один, решил, что я упал с брони. Страшно перепугался, стал тормозить, чтобы повернуть назад. И вот он видит меня! Начало темнеть, мы спешили вернуться до комендантского часа. За 10 километров до Адраскана увидели, что впереди, прямо через дорогу, идет бой. По характеру перестрелки поняли, что это разбираются между собой какие-то банды, наши так не воюют. Решили проскочить на скорости, и нам это удалось. Впереди осталось последнее испытание - пост в Адраскане, ведь комендантский час уже начался. Нам повезло, что шлагбаум оказался открытым. Часовой, видимо, решил, что машина остановится, но мы проскочили мимо. Еще 25 километров, и мы дома, в Шинданде. А там уже нас ждали ротный, взводный, замполит. Естественно, им сообщили по рации о «борзом» БРДМ № 951 и они встретили нас, как «родных». Но это уже другая история.

Теперь все уже в прошлом, но эти два года очень сильно изменили наши судьбы и нас самих, и, наверное, раньше других сверстников заставили задуматься: для чего мы живем?»

После демобилизации в мае 1983 года работал электромонтером в локомотивном депо ст. Рубцовск, электромонтажником в организации «Запсибэлектромон- таж». Сейчас трудится на АТЗ оператором вакуумных установок.

Награжден медалями: «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», «70 лет Вооруженных Сил СССР».

Виджет е-Рубцовск.рф

Новости на е-Рубцовск.рф

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска, e-rubtsovsk.ru

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф

Объявления на е-Рубцовск.рф

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс