Friday, Dec 15th

Последнее обновление11:09:07 AM GMT

Музыка древности: какой она была? Первобытное общество

Если спросить жителя территорий бывшей Российской империи или хотя бы СССР (территория поменьше) – «Почему весь мир без исключения считает, что здесь была великая культура?», то каков будет ответ? Из чего это следует? Как можно это понять? Разве что вспомнят школьный курс литературы, и уже это хорошо. Возможно даже, что и еще какие-то «музыкальные фамилии» вспомнят, кроме Мадонны и Примадонны, но это решительно ничего не меняет.

Что за культура была, что она дала миру – вряд ли с ходу кто-то сможет ответить. Но при этом существует и «равноудаленность» от европейской музыки. Одним словом, с музыкой дела обстоят на данный момент неважно. И это предельно мягко сказано.

А уж о музыкальном народном творчестве своего народа (своих народов) и вовсе у людей представление крайне смутное. Уверена, что в украинских селах помнят и поют какие-то старые песни, что же касается Центральной России – здесь ситуация намного хуже.

Хороших книг и радио- или телепередач, написанных доступно и «популярно», крайне мало. Недавно появилась книга английского комедиографа, писателя и драматурга Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки».

Небольшая справка

Стивен Фрай (родился в 1957 году) считается «эталонным носителем английского духа». Кто-то может его знать по роли Оскара Уйальда в одноименном фильме 1997 года, кто-то – по роли Дживса в знаменитом «Дживс и Вустер». Кто-то мог слышать его известные начитки аудиокниг (например, «Гарри Поттера»). Наверняка найдутся и читатели его прозы. Недавно Фрай выпустил книгу «Неполная и окончательная история классической музыки» (2007 год). Она переведена и на русский язык.

Это неплохая и насыщенная информацией книга, написанная любителем музыки для таких же любителей. Может быть, слегка избыточен чисто английский юмор, но сколько уважения и любви к предмету разговора! Любви к музыке, в том числе и к русской, кстати.

Те, кто решит прочесть Фрая – это тоже хороший вариант в плане ознакомления с этим странным явлением – музыкой. Так что желающие могут просто прочитать книгу Стивена Фрая «Неполная и окончательная история классической музыки». Но мне бы хотелось написать свою Полную и неокончательную историю музыки.

Что такое музыка? Зачем она нужна? Как мы ее чувствуем? Откуда взялось понятие «классика»? Что было в Западной Европе, а что – у восточных славян? А что было в Азии? Что происходит на данный момент? На эти вопросы можно попробовать ответить, в том числе и с вашей помощью. Итак, сначала – откуда?

Музыка – ровесница человечества

Естественно, обозначить «начало» невозможно. Не только «время», но и «место»: везде, где жили когда-то первобытные люди, везде находят и подтверждение наличия у них первых музыкальных инструментов. Но как можно судить о том, какая это была музыка?

Африканский барабан ашико

Здесь, конечно, все больше предположений, но эти предположения вполне имеют право на существование. Ведь и сейчас на нашей планете живут первобытно-общинным строем целые народы. И их культуру изучают. Не нужно забывать, что сохранилось и множество исторических свидетельств путешественников, миссионеров и всех остальных, кто оказывался в гуще чужой культуры.

Находки археологов – тоже большая тема для исследований. Каменные плиты – литофоны, свистки, погремушки и колотушки, раковины – они же первые трубы, музыкальный лук (где тетива – струна), флейты из костей и рогов различных животных – это все первые инструменты. Довольно рано появилось звукоподражание: например, пению птиц или крикам зверей. Иногда звукоподражание могло быть просто необходимо во время охоты или военных действий, для конспирации.

Предполагается, что очень рано сложились и первые песни: мать баюкала ребенка, воинов с добычей встречали особыми торжественными восклицаниями, пели-плакали на погребениях умерших. Музыка была и составной частью игры. Музыка часто была средством лечения больных. Музыка всегда была тесно связана с религиозными представлениями, она была частью всех церемоний и обрядов. Музыка была и составной частью обыденной жизни с ее тяжелой работой, радостями и горестями. То есть музыка просто была всегда, она вызрела внутри человеческой жизни.

Африканское племя масаи поет песню

И не нужно забывать, что огромное количество языков Азии и Африки относятся к так называемым тоновым или тональным языкам. В этих языках от высоты сказанного звука (слога) зависит значение слова. Это не знакомая нам всем интонация в прозвучавшей фразе, а именно «лексика и грамматика» в высоте одного и того же слога.

Огромное значение имел ритм. Тут нужно сказать, что практически не было музыки «отдельно», она существовала вместе со словами и танцем (или пантомимой). Ритм соединял музыку и танец. А танец – это уже элемент драмы, персонификации действующих лиц, какого-то сюжета. И это, в свою очередь, дальше усложняет мелодию и слова. То есть все идет к дальнейшему развитию.

Колебания идеальной струны. Реальные колебания составляются из указанных. 1 — основной тон, 2—5 — вторая — пятая гармоники, соответствующие первому — четвёртому обертонам.

Исключительно интересный вывод, который иногда встречается в исследованиях о музыкальной культуре первобытных племен. В основном – мелодии минорные (если кто помнит, минор – это «грустный» лад). А ведь сама природа дает нам мажор (то есть «радостный» лад). Есть в акустике понятие «обертоны». Это физическое явление, связанное с колебаниями звучащего тела. То есть у каждого звука есть сразу несколько призвуков, имеют значение первые 16 призвуков.

Так вот: что струна, что человеческий голос дают первыми своими обертонами именно мажорное трезвучие. Не придуманная какой-то многомудрой головой «история», а физическая реальность и закон природы, о котором нужно иметь представление, поскольку это будет важно и в дальнейшем.

Смотрите также

Кстати, сегодня беспроводная акустика http://re-store.ru/speakers/ доступна практически всем меломанам и музыкантам. И, надо отметить, что ее качество сегодня на порядок выше, чем это было, скажем 10 лет назад. Более того, заказать акустику сегодня можно и через Интернет.

Сама природа дает мажор, а человечество всю историю сочиняет преимущественно в миноре (в этом противопоставлении довольно много условного, но от этого не менее интересного). У меня нет ответа – почему так происходит.

Тувинская певица Намчылак Сайнхо (горловое пение).

Впрочем, существует у целых народов так называемое обертоновое пение (или обертонное, или горловое) – чтобы иметь о нем представление, можно послушать тувинскую, монгольскую или тибетскую народную музыку. Горловое пение – отдельная большая тема для разговора. И это тоже очень древняя традиция и искусство.

Итак, музыка глубокой древности вошла вместе с человечеством в следующий этап развития – и вошла уже с первыми музыкальными инструментами, песнями и танцами. Ни одна из древнейших крупных цивилизаций не обошлась без своей музыки. Древние Египет, Индия, Иудея, Китай уже имели в своем распоряжении вполне профессиональную музыку и музыкантов. В этих цивилизациях появилась и первая теория музыки. А античные философы добавили к музыке и математику.

Виджет е-Рубцовск.рф

Новости на е-Рубцовск.рф

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска, e-rubtsovsk.ru

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф

Объявления на е-Рубцовск.рф

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс