Одним из видов ложного родительского авторитета А. С. Макаренко называл «авторитет подавления детской личности». Спустя многие годы эту же мысль повторил и В. А. Сухомлинский: «Трудно представить что-либо более отвратительное, чем это деспотическое упоение властью человека над человеком». Родительский деспотизм — это проявление нашего невежества, неразумной, инстинктивной любви к детям; это самый примитивный тип взаимоотношений в семье. Казалось бы, сегодня этот разговор неактуален. На деле это, к сожалению, не так. Положим, напрямую мы не говорим своим детям: «Чти отца своего», но авторитарный стиль воспитания свойствен и сейчас многим семьям. Потому проблема остается злободневной.
...Каждый учитель время от времени встречается со своими прежними учениками, вот и мне нередко приходится видеть бывших школьников уже взрослыми людьми. Одну такую ученицу, Таню, встретила я совершенно случайно в подмосковном поселке. Не верила глазам, видя взрослую,симпатичную женщину, модно одетую,
с коляской. В душе навеки застыл иной образ — прилежной девочки в школьной форме.
В белой коляске с полиэтиленовым окошком лежало голубое существо в лентах и кружевах, с розовой мордашкой. Традиции верны, и по-прежнему в розовом — девочки, в голубом — мальчики. Таниному сыну уже исполнилось два месяца.
— А как зовут его?— спросила я.
— Гриша-.. Нет, Вова - смутилась она.
Показалось странным: как можно не знать имени сына?!
— Да знаю...—уклончиво сказала Таня.— Только у нас тут... не все пока ясно.
Разговорились об экзаменах. Таня уже сдала зачеты и экзамены последней сессии, переходила на диплом. До окончания института оставались считанные дни. Но она казалась очень грустной. Почему? Так и не смирилась с учебой, которая ей не нравилась? Но вроде бы она, как всякий творческий человек, и в нелюбимом деле сумела найти привлекательные стороны. Да и теперь она стала мамой: какие могут быть огорчения? Или опять что-то не ладилось в личной жизни?
< Предыдущая | Следующая > |
---|