Этот эпизод показывает, как неоднороден человек такого возраста. Педагогика и психология называют подростковый период возрастом интенсивного нравственного формирования личности: мировоззрения, убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений; это возраст формирования самосознания человека. В силу бурного физическбго и нравственного развития у молодого человека обострены все реакции на окружающее. Как важно наше доброе отношение, как ранит любое дурное слово взрослых, незаслуженное подозрение! В этом возрасте, как ни в одном другом, велико желание делать добро, но и как ни в одном другом сильна агрессивность, особенно если она провоцируется плохим отношением взрослых. «В детской душе, — писал В. А. Сухом- линский, — есть сокровеннейший уголок — человеческое самолюбие.. В нем нежная, тонкая, хрупкая, чуткая ткань, ее легко можно уязвить и еще легче огрубить. Одна из самых тонких и трудных задач педагога — беречь и развивать у ребенка чувство человеческого достоинства».
Вера в себя окрыляет любого человека. Для подростка она просто жизненно необходима — помогает ему утвердиться в собственных глазах, в мнении окружающих, пробуждает безграничные возможности духовного и нравственного развития.
Здесь речь шла не столько о семейном воспитании, сколько об отношении окружающих к юному человеку. Это внешнее ощущение: мы такие же дома с детьми, как и за его стенами. В семейном воспитании подростка вопрос об уважении к его личности стоит еще острее. Если дома подростка уважают, считаются с ним, он выходит во внешний мир с очень крепким моральным стержнем; если дома в этом отношении все плохо, человек вырастает слабым, нестойким, неспособным, постоять за себя. То есть средоточием многих отрицательных черт. Уважение к достоинству личности ребенка должно быть закойом семейной педагогики. Оно залог того, что авторитет родителей будет для детей незыблемым.
< Предыдущая | Следующая > |
---|