Подростки, вступающие в мир взрослых. О их воспитании размышляют, спорят, пишут сегодня педагоги и психологи, врачи и юристы, социологи и экономисты. Педагогика признает, что и школа, и семья, увы, недостаточно учитывают особенности физиологии и психологии подростка, нынешний разрыв между его физиологическим и социальным созреванием, различия между развитием мальчиков и девочек. Педагогика признает и то, что нужны коррективы в системе образования и воспитания подростков, необходимо продолжить комплексное изучение силами разных наук проблемы «опасного возраста» и прочнее сочленить усилия школы, семьи, общественности для их решения.
Когда же человека можно назвать взрослым? Каковы этапы его взросления? Разумеется, есть возрастные границы. Даже если взять большую группу подростков — ровесников, то окажется, по свидетельству исследователей, что примерно пятая часть из них будет опережать по своему физическому развитию большинство сверстников и примерно такая же часть будет отставать от большинства на 1—2 года, так что разница между меньшинством С одного и другого края достигает порой 2—3 лет. Такого рода разница нередко сразу бросается в глаза, когда входишь в обычный школьный класс и рядом с юношами видишь совсем еще мальчиков, хоть и те и другие — погодки. Воздействуют на процесс взросления ребят и наследственность, и образ жизни семьи, и уровень ее культуры, и условия среды, в которой формируется человек.
< Предыдущая | Следующая > |
---|