Как правило, подросток-правонарушитель — это плохой ученик. Но если посмотреть, когда началось его отставание в ученье, то выясняется, что случилось это давно, с первого — второго классов школы, и чаще всего такие ученики — дети не из вполне благополучных семей: одна мать без отца, пьющий отец и т. п. Дети эти обычно оказываются не подготовленными к школе: они не умеют читать, не держали в руках книги, с ними мало разговаривали в детстве взрослые. Отставание в культурном развитии, начинающееся до школы, продолжается и дальше, а где-то на половине школьного пути, когда требования к интеллекту и кругозору ученика возрастают, становится все заметнее. А это определяет самочувствие подростка в школе, порождает у него неуверенность в себе, неудовлетворенность учением, стремление самоутвердиться в чем-то другом. И наиболее явственно выражается все это как раз в период взросления, в тринадцать — пятнадцать лет, в то время, когда человек особенно нуждается в доброжелательном внимании, а то и прямой помощи старших. Конечно же, преодолеть отставание тем легче, чем раньше оно будет отмечено,-на школьном старте.
Опрос, проведенный несколько лет назад институтом социальных исследований среди 20 тысяч учащихся 8 — 10-х классов, показал, что в максимальной степени используют свои способности в ученье те, кто намерен поступить в вуз, в меньшей степени те, кто собирается в техникум, и еще в меньшей степени те, кто склоняет свой выбор к профтехучилищу. Но суть не только в том, что в профтехучилище легче поступить, чем в техникум. Есть теперь и ПТУ, куда немалый конкурс. Престиж образования, знаний в значительной мере определяется среди наших «взрослых детей» той практической целью, которую они перед собой ставят. Подросток же, у которого нет тяги к определенному делу, да еще к тому же сформировалась негативная реакция на тех, кто его учит, становится равнодушным к учению.
< Предыдущая | Следующая > |
---|