Отвечая на вопрос социологов, какие качества особенно ценят они у учителей, большая группа московских школьников назвала наряду с глубоким знанием предмета в первую очередь справедливость (90 процентов) и чувство юмора (80 процентов опрошенных).
Подростку, который еще недостаточно знает самого себя, свойственны колебания в самооценке. Справедливость учителя, доверие помогают ему правильно оценивать себя. Почему так ценится юмор, мне кажется, тоже понятно. Юмор возможен в отношениях естественных, неформальных. Юмор смягчает остроту конфликтных ситуаций, помогает тактично выходить из них, дает невзрывную разрядку. А человек в трудном переходном возрасте особенно нуждается в душевной уравновешенности и потому так отзывчив на доброту, на искренние проявления заботы о себе, о своем будущем.
Когда я думаю об этом, то непроизвольно обращаюсь мыслью к Махару Мустафаевичу Кулиеву, сельскому учителю из Азербайджана. Познакомилась я с ним после заседания президиума Академии педагогических наук, на котором он выступил с сообщением о своем опыте. Два факта в его сообщении меня сразу заинтересовали. Больше двух десятков учеников Кулиева стали учеными, защитили диссертации по химии и медицине.
Оба факта свидетельствовали о незаурядном педагогическом даровании и эрудиции сельского учителя химии.
< Предыдущая | Следующая > |
---|