Сердце иных родителей и воспитателей было бы спокойно, если б они знали, что взрослое дитя все время находится под бдительным надзором старших. Но ведь все равно наступит момент, когда от человека потребуются решения и поступки. И к этому надо готовить — учить человека «быть» в широком социальном смысле этого понятия. Радость успеха в учении и в труде, радость мужественного поступка, оправданного доверия, умения справиться с трудностями, радость ответственности, которую берешь на себя, а них мощный побудитель деятельности. И помочь человеку видеть эти радости — первая забота воспитания. В детстве и юности важно ощутить вехи своего человеческого и гражданского становления, запомнить события и минуты, их обозначающие.
Помните у Герцена: «Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подувал на нас, постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и, вдруг обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу...» От клятвы на Воробьевых горах — прямая к жизненному подвигу двух замечательных людей России. «Через двадцать шесть лет я тронут до слез, — вспоминая эту клятву, писал Герцен. — Она была свято искренна, это доказала вся жизнь наша».
< Предыдущая | Следующая > |
---|