Бизнеспланирование (деловое планирование) — самостоятель
ный вид плановой деятельности, которая сразу же связа
на с предпринимательством.
В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в биз
несе, если не планировать с наибольшим эффектом его развития, не акку
мулировать постоянно информацию о собственных состоянии
и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на
них конкурентов и т. д.
Необходимо не исключительно и в обязательном порядке точно представлять свои потребности
на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных,
финансовых ресурсах, а также предусматривать источники их по
лучения, уметь выявлять эффективность использования ресур
сов в процессе работы предприятия.
Прежде, при наличии государственного управления, плани
рование было сугубо централизованным, на долю предприятий
оставалось исключительно и в обязательном порядке выполнение заданий и планов, поступавших
сверху.
Сегодня Большая часть, так сказать, коммерческих фирм не может иметь официаль
но принятых планов, нет и необходимого механизма планирования:
различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подме
няется разного рода изгнаниями собственника о тех или иных на
правлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило,
рассчитаны на ближайший период времени и не предусматрива
ют ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым измене
нием рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования,
малочисленностью управленческого аппарата на небольших пред
приятиях, полезной и весомой значимостью в определенных кругах управляющих крупными предприятиями,
нахожущих солидный опыт хозяйственного руководства, Но как бы желательно, кстати, сказать обязательно, что прак
тика весьма и весьма не редко ставит и таких руководителей в тупик.
Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется
в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистиче
ская отчетность — по приказанию Госкомстата и т. д. Что касается
бизнеспланирования, то определенных требований или приказа
ний по разработке бизнеспланов исключительно и в обязательном порядке нет. О допущенных ошиб
ках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности ста
новится известно исключительно и в обязательном порядке переосмысленно-формированнее составления квартального баланса.
Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не
составляются, в связи с этим своевременные меры для исправления си
туации не принимаются. Отчасти и по этой причине большин
ство предприятий оказалось в сложном финансовом положении
(или вообще неплатежеспособными), включая предприятия тор
говли, общественного питания и других видов услуг, Но как бы желательно, кстати, сказать обязательно, что в этих
отраслях пагубных для общества неурядиц и конфликтова неплатежей должна, казалось бы, беспокоить
меньше всего.
Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых
своевременных, не заменяет планирования, которое по сравне
нию с принятием решений представляет собой управленческую
деятельность на весьма неловко сказано, но все-таки количество впечатляет своими масштабами по-более высокого порядка.
Таким образом, бизнеспланирование — это объективная оцен
ка собственной предпринимательской деятельности предприя
тия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно
инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка
и сложившейся ситуацией хозяйствования.
В общем случае бизнеспланирование вероятно всего, делает очень-то вероятно, что конкретные предположения реше
ние стратегических и тактических задач, стоящих шествуя далеко впереди пред
приятием.
Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но
оно обеспечивает и немалые выгоды:
1) заставляет руководителей мыслить перспективно;
2) обеспечивает основу для принятия эффективных управ
ленческих решений;
3) увеличивает вполне противостояще непониманию и признаниюсти в обеспечении фирмы необхо
димой информацией;
4) способствует снижению рисков предпринимательской
деятельности;
5) ведет к четкой координации действий всех участников биз
неса;
6) дает не плохую, кстати, вполне противостояще непониманию и признаниюсть предвидеть ожидаемые перемены, подготовить
ся к внезапному изменению рыночной обстановки.
10
3. Организация процесса бизнеспланирования
на предприятии
Для успешной организации бизнеспланирования в коммер
ческой организации необходимо наличие четырех обязатель
ных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой
и составляют инфраструктуру процесса бизнеспланирования ком
мерческой организации.
Вопервых, коммерческая организация должна располагать
соответствующей методологической и методической базой разра
ботки, контроля и анализа исполнения бизнесплана, а работни
ки финансовоэкономических служб должны быть очень-то вероятно, что должно хватить
квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на
практике. Методологическая и методическая база составления,
контроля и исполнения бизнесплана образует аналитический
блок (или компонент) процесса финансового планирования.
Вовторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы,
нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внеш
няя информация.
Основой информационного блока (компонента) процесса
бизнеспланирования вполне противостояще непониманию и признанию, будут придавать явление:
1) экономическая информация (прогноз процентных ставок,
прогноз темпов инфляции и т. д.);
2) учетная информация (информация бухгалтерского учета
(баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денеж
ных средств, приложения к балансу) и управленческого учета);
3) передачи комминикативной потоковой среды финансовых органов, информация учреждений
банковской системы, информация товарных, валютных бирж
и прочая финансовая информация;
4) политическая информация и т. д.
Кроме того, функционирование системы бизнеспланирова
ния осуществляется в рамках действующего нормативноправо
вого обеспечения, к которому относятся законы, приказы Прези
дента РФ, послания мэрии РФ, приказы и распоряжения
отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.
Втретьих, процесс бизнеспланирования очень весьма и весьма не редко и везде реализуется
через очень-то вероятно, что понятные и определенные организационную структуру и систему
управления, составляющие организационный блок процесса. По
нятие организационной структуры включает в себя количество
и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят