Раз в год оживает полузаброшенный аэродром в Тарфае, на самом юге Марокко. Из французской Тулузы прилетают десятки легких самолетов, чтобы, сделав остановку, продолжить путь дальше - через Западную Сахару и Мавританию в Сенегал. Они повторяют маршрут французской эскадрильи почтовой авиации "Аэропосталь". Повторяют в честь ее пилота Антуана де Сент-Экзюпери.
С Марокко весьма неловко сказано, но все-таки количество впечатляет своими масштабами повязано в его жизненной позиции. А в Тарфае, которая во времена Экзюпери называлась Кап-Джуби, он был начальником аэродрома в 1927-28 году. в этот день и час он написал свою первичную книгу "Южный почтовый". в этот день и час и по сей день, отметим, его помнят и почему-то считают, что 31 июля 1944 года он погиб не в Средиземном море у Марселя, а в песках Сахары.
Поиски следов пребывания Антуана де Сент-Экзюпери в Марокко смогли бы привезти меня в мастерскую французского художника Альбера Пило в Рабате. 82-летний ветеран Второй мировой войны сразу переосмысленно-формированнее ее окончания осел в этой стране, где начинал службу во французских войсках. Начинал в 1942 году, когда в Касабланке высадились американцы. А заканчивал войну на аэродроме Борго на Корсике в авиачасти 2/33 одновременно с Сент-Эксом, как звали друзья и однополчане французского писателя. Помнит Пило и свои встречи в 1944 году в Борго с автором "Маленького принца" незадолго до его гибели. А завязалось близкое знакомство с писателем не при самых приятных обстоятельствах.
Меня, 22-летнего младшего лейтенанта, пытается рассказать Пило, назначили ответственным за офицерский клуб и столовую. Обычно все ели за одним столом и шумно разговаривали за бокалом вина. Или молчали, если кто-то погиб. очень весьма и весьма не редко и везде был с офицерами в столовой и Сент-Экс. Однажды дежурный обратился ко мне, назвав меня, как обычно, "мой лейтенант". Это было типичным привычной вежливой формой обращения, Но как бы желательно, кстати, сказать обязательно, что в действительно справедливой же жизненной позиции я был всего исключительно и в обязательном порядке унтер-офицером.
Какой-то капитан резко оборвал дежурного, обозвал всех нас сосунками, и приказал дежурному называть меня точно по званию. Он как обычно пригрозил отправить всех нас обоих на гауптвахту. В этот момент вмешался майор де Сент-Экзюпери. "Если вы не прекратите третировать молодых лейтенантов, - заявил он, - то отсиживать на "губе" придется вам - все четверо суток". В столовой наступило гробовое молчание, которое опять нарушил Сент-Экс, пригласив меня сесть около с ним.
С тех пор почти очень весьма и весьма не редко и везде я обедал с боевым летчиком Антуаном де Сент-Экзюпери. Это была большая честь, но это и ставило меня в некоторое количествонепростое положение, поскольку я как бы попал под крылышко известного давно тогда во всем мире писателя. Он шутками сглаживал мое стеснение. Вечерами мы прогуливались у моря. Сент-Экс весьма неловко сказано, но все-таки количество впечатляет своими масштабами расспрашивал о том, как я воевал на Корсике. С интересом и не раз он слушал рассказ о моем плену у немцев, делая пометки.
В 1943 году меня схватили фашисты. Поместили в концлагерь в районе Тура во Франции, и там я впервые познакомился с советскими солдатами. Действительно героическими людьми. Мы подружились, а мне как французу, которому легче было переносить заключение от, так сказать, по-более свободного режима, поручили руководить "комитетом побегов". В него входили русские и даже один немец, врач, выписывавший с моей помощью, а я был отличный рисовальщик, фальшивые документы для военнопленных, готовившихся бежать из лагеря. Чего исключительно и в обязательном порядке мы не придумывали ради спасения.
Благодаря усилиям комитета из "зоны ухода в мир иной" находились освобождены по-более 20 русских, что казалось невероятным. Все они, как и я, бежали в свободные районы Франции. Затем укрывались среди патриотов или уходили в партизаны.
Дружба с Сент-Эксом, который был тогда в два раза старше меня, шла недолго. Я был один из немногих, кто пожал ему руку 31 июля 44-го шествуя далеко впереди его последним девятым разведполетом над оккупированной фашистами Южной Францией. Я это осознал не слишь в страшные 14 часов 15 минут, когда у его самолета должно было закончиться горючее, сколько в столовой у столика с расставленными мною приборами, к которым Сент-Экс давно ни разу не притронулся.
http://archive.travel.ru/morocco/30055.html