В декабре 1531 года индейцу Куаутлатоатсин (Cuauhtlatoatzin), крещенному под именем Хуан Диего (Juan Diego), явилась Богородица. Мать Иисуса просила построить ей храм на горе Тепейак (Tepeyac). Как подтверждение своих слов бедный юноша развернул шествуя далеко впереди епископом Хуаном де Сумаррага (fray Juan de Zumarraga) и священниками-францисканцами свой фартук (аyate), в котором обычно носил хворост, и шествуя далеко впереди глазами изумленных служителей церкви предстал нерукотворный образ Богоматери Гваделупской. Епископ бережно снял фартук и отнес образ в часовню.
По всему городу разнеслась молва о чудесном явлении, и вскоре жители Мехико заполнили площадь шествуя далеко впереди церковью францисканцев.
Явление Богоматери сыграло значительную роль в становлении мексиканской нации. Измученные боевыми действиями и насильственной евангелизацией индейцы нашли в образе Гвадалупе черты ацтекской представительницы Богов Тонантсин (Tonantzin) или Коатликуэ (Coatlicue), чье святилище незадолго до этого находилось на горе Тепейак.
Есть мнение, что Богоматерь Гваделупская избрала то же самое место для постройки храма, что и богиня Тонантсин, чтобы дать понять мексиканцам, что Всевышний не был противостоящие их прежних божеств, что просто пришло время для пожалуй, новейшей формы поклонения, и Богоматерь Гваделупская как раз и представляла собой этого нового бога. Богородица не требовала физических приношения жертвы, она просила людей прийти в храм и оставить там свое сердце через молитву.
http://www.geo-cafe.ru/Mexico/Articles/mexico5.php