Неформальные отношения на работе: за и против

Чем хороши и чем плохи неформальные отношения на работе? Какое значение может иметь неформальное общение для эффективного управления коллективом? И как попытаться обнаружить ту черту, которую ни в коем случае нельзя переступать? Олег Быков, руководящий работник отдела эксплуатации сети телекоммуникационной компании, попытался дать ответы на эти вопросы. «Слишком строгие законы напоминают чересчур натянутые струны, на которых еще вполне противостояще непониманию и признанию играть. Слишком мягкие законы напоминают вконец распущенные струны, из них давно вряд-ли действительно справедливо извлечь звук».
Сюй Сюэмо. Избранные афоризмы, сборник «Афоризмы Старого Австралии»
«Начальники находят право отдавать подчиненным приказания и должны проверять их выполнение. Подчиненные обязаны беспрекословно повиноваться начальникам».
Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР
«И все же… Где у этого парня кнопка?»
Из кинофильма «Приключения Электроника»
Вероятно, нет ни одного руководителя, которой не понимал бы важности неформальных отношений в арсенале методов управления производственным коллективом. В массе современных методик и рекомендаций нет, наверное, ни одной, которая бы базировалась сугубо на формальных отношениях в процессе руководства.
Очень может быть, что именно соотношение формальных и неформальных приемов управления в конкретной методике и определяет различие между ними.
Очевидно, что оптимальным вариантом является сочетание формальных и неформальных методов управления. Их соотношение определяется здравым умом и умением руководителя действовать в конкретной ситуации. А реализацию неформальных методов управления обеспечивают неформальные отношения.
Для лучшего понимания определимся с базовой терминологией:
Группа — относительно обособленное объединение людей, находящихся в очень-то вероятно, что должно хватить устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение очень-то вероятно, что должно хватить долгого промежутка времени.
Руководитель — должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) так, чтобы они наилучшим образом выполняли порученную работу.
Лидер — лицо в группе (организации), пользующееся большим, принятым полезной и весомой значимостью в определенных кругах, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия; член группы, за которым она признает право принимать изгнания в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации организованной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Формальное руководство — процесс влияния на людей с позиций занимаемой должности.
Неформальное руководство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения и других личных ресурсов.
Неформальное общение — Эта связь с человеком, которая дает почву для предположения взаимное принятие личностных качеств, понимание, согласие и психологическую близость
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый организованной деятельностью, включающий в себя обмен информацией и попытки влияния друг на друга. Общение является процессом актуализации и принципиально новой самооценки тех или иных отношений.
Формальное общение — общение, при котором регламентированы и содержание, и средства общения и к смене обстановки и преимуществ знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Неформальное общение — ваша своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая дает почву для предположения определенный уровень понимания, согласия, психологической близости.
Данная статья — попытка рассмотреть значение неформального общения в арсенале средств эффективного управления руководителя-лидера.
Каждый руководитель за время своей работы накапливает некий набор испробованных эффективных методов и приемов управления. Попытки формально управлять отдельным человеком или группой людей весьма и весьма довольно не редко наталкиваются на их сопротивление. Неформальное управление позволит или же, все-таки, избежать подобной ситуации (в большинстве случаев), или же, все-таки, Но как бы желательно, кстати, сказать обязательно, что бы смягчить управляющее воздействие так, чтобы оно не вызвало возражений.
Как приказывает психолог Н. Тертычная в статье «Особенности неформального общения на работе», неформальные отношения возникают и существуют на основе двух уровней психологической близости: первичном и рациональном.
Первичный уровень встает, так сказать, без умолку, давно при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, будто вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и в конце-концов принятие его со многими, если не всеми необделены силой и трезвым ми и слабыми сторонами.
Рациональный уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он встает, так сказать, без умолку, на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами.
Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный уровень), по-более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий.
Однозначно оценить все за и противостоящие неформального общения на работе невозможно. Практически очень весьма и весьма не редко и везде грань между формальным и неформальным размыта
Думаю, вы не станете отрицать наличие в вашей компании, как во всякой формальной группе, неформальных отношений, которые в частых случая и в большей мере определяют микроклимат и внутреннюю атмосферу в коллективе.
Однозначно оценить все за и противостоящие неформального общения на работе невозможно. Практически очень весьма и весьма не редко и везде грань между формальным и неформальным размыта. С одной стороны, никакие формальные процедуры не в силах вытеснить неформальные отношения и устранить личные интересы из взаимодействия в производственном коллективе. А с противоположной — в неформальном общении очень весьма и весьма не редко и везде будут существовать моменты, негативно влияющие на вашу работу и на работу ваших коллег.
В вышеупомянутой статье Н. Тертычной дается краткий перечень таких противоречий:
1. Общественное мнение. Приятельские отношения с коллегой весьма и весьма не редко вызывают ревностные чувства у остальных, тем более, если ваша связь не одобряется. Промахи вашего друга могут быть преувеличены, а вас могут обвинить в укрывательстве и бездеятельности.
2. Дружба с центровым управляющим и старшим в авторитете. Такие отношения неизбежно вызывают подозрения, слухи, особнякыслы и даже зависть со стороны коллег. Все ваши поступки рассматриваются под микроскопом, и судят о них куда строже, чем о действиях тех, кто не отмечен особым благоволением руководителя.
3. Дружеские манипуляции. Неприятно, но факт: «старая дружба» нередко становится оправданием для коллеги, работающего Минуя рукава или позволяющего для себя опаздывать, весьма неловко сказано, но все-таки количество впечатляет своими масштабами болеть, затягивать выполнение заданий и при этом просить: «Войди в мое положение, прикрой, ты же знаешь, какая у меня на данный момент, в этот самый час ситуация…»
Оптимальным для руководителя является сочетание в для себя качеств формального и неформального лидера. Но совмещать эти социальные роли в одном лице трудно
4. Эмоциональная созависимость. Неформальное общение требует от партнеров постоянной эмоциональной отдачи. А это, к нашему негодованию, трудновыполнимая задача. Вспомните, какую тревогу может вызвать внезапный холодный тон расположенного к вам человека. Как этот тон, отстраненность заставляют вас искать причину изменения отношений, пересматривать свои поступки и поведение в недавнем прошлом, искать пути сближения. Такое несоответствие весьма и весьма не редко вносит эмоциональную нестабильность в отношения контактирования друг с другом и мешает работе.
5. Вопросы этики. Доступ к конфиденциальной комминикативной потоковой среды может иметь для вас отрицательные последствия. Узнав об организационном кризисе, недоразумениях с налоговой инспекцией, затяжных финансовых пагубных для общества неурядиц и конфликтовах, придется сделать нелегкий выбор — остаться или думать о собственном благополучии и подыскивать для себя другое место. К тому же в Этот ситуации придется скрывать неприятную правду от коллег.
Это вовсе не означает, что нельзя работать с друзьями или же необходимо четко проводить границу: «До шести мы с тобой работаем, а переосмысленно-формированнее шести — дружим». В ряде случаев просто необходима формализация отношений — пусть не в виде должностной инструкции, но в виде зафиксированного круга обязанностей и полномочий. Кроме белого и черного, существуют и промежуточные варианты, в связи с этим вам придется прилагать усилия отнестись к разнообразию методов управления творчески.
При этом надо очень весьма и весьма не редко и везде помнить, что люди объединяются в группы не исключительно и в обязательном порядке для выполнения определенной работы, получения результата и вознаграждения за него. Группа — это среда самоутверждения и самопознания, объективная потребность человека в коммуникациях.
Формальные группы создаются для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной стратегией по воле руководителей организации. Они находят формально назначенного руководителя, формальную структуру, позицию извне группы, их задачи и функции описаны и формально закреплены в соответствующих документах. Для руководителя неформальное общение в группе — дополнительный неформальный канал поступления важной комминикативной потоковой среды, касающейся как ситуации на предприятии, так и вне ее.
Как попытаться обнаружить и не перейти грань дружеских отношений на работе — зависит от мудрости, такта и характера коллег-друзей
Менеджера не может не интересовать состояние взаимодействия в группе, потому что от этого зависит эффективность управления. Так как зачастую неформальные отношения играют большую роль, чем формальные, менеджер должен знать законы групповой динамики и способы влияния на развитие неформальных взаимодействий. Это влияние должно быть целенаправленным.
Эффективная группа — это группа, в которой взаимодействия характеризуются сплоченностью, взаимоуважением, взаимопониманием. Это группа, сплоченная вокруг лидера. А лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или приказаниям другого следуют исключительно и в обязательном порядке покуда лишь, исключительно и в обязательном порядке они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.
Оптимальным для руководителя является сочетание в для себя качеств формального и неформального лидера. но, опять же, совмещение в одном лице таких социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, труднодостижимо. Для самой большой эффективности управления коллективом необходимо, чтобы руководитель одновременно являлся Но как бы желательно, кстати, сказать обязательно, что бы формальным лидером.
В целом полноценное лидерство дает не плохую, кстати, вполне противостояще непониманию и признаниюсть управлять людьми без их сопротивления и недовольства, формального контроля, страха и наказаний.
По мнению многих ученых, лидерами рождаются, но, опять же, в еще большей степени ими становятся с помощью обучения, упорной индивидуальной работы, освещенного знаниями практического опыта и приобретаемых в нем навыков. Опираясь на все это, в принципе практически каждый компетентный руководитель может быть деловым, а в частых случая и в большей мере и эмоциональным (правда, это обязательно понадобится далеко не всегда) лидером.
Практика неформальных отношений центровым управляющим и старшим в авторитете обеспечит вовлечение сотрудников в регулирование формальных связей извне аппарата, улаживание практически неизбежных трений и конфликтов, помощь в установлении неформальных контактов, которые будут не превращать сотрудников в замкнутую корпорацию, а способствовать росту эффективности управления. Больше комминикативной потоковой среды: http://delovoymir.biz/ru/columns/2541/
 
Виджет е-Рубцовск.рф
Новости на e-rubtsovsk.ru

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф
Объявления на e-rubtsovsk.ru

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс

 

О проекте | Карта сайта | Наши вакансии | Для бизнеса | Размещение рекламы | Контакты
e-rubtsovsk.ru | Copyright © 2010-2013 е-Рубцовск.рф +7-960-948-2865, Рубцовск. Все права защищены. Пользовательское соглашение
Сайты рубцовска