- При покупке авто б/у принимать решение нужно еще более взвешенно, чем при покупке нового. Прежде всего, задайте себе вопросы: зачем мне эта машина, сколько я готов заплатить за нее, и сколько готов в нее вкладывать? Стоит проанализировать цену на аналогичную модель в разных точках продажи, для начала - хотя бы в интернет. Если авто «вписывается» в рамки Вашего бюджета, стоит поинтересоваться подробнее.
Первые вопросы продавцу - самые простые:
- Какова причина продажи?
- Как долго продается этот автомобиль?
- Насколько хорошо он ездит?
- В каком регионе он находится и зарегистрирован?
- Какие проблемы возникали во время эксплуатации?
- Какой доработки/ремонта требует авто в настоящее время?
Постарайтесь, чтобы на встречу с владельцем и осмотр авто у Вас было достаточно времени.
Признаки, требующие внимания:
- Утопленник? Вас должны насторожить: регион регистрации, запах сырости.
- Ржавчина в труднодоступных местах (например, под приборной панелью), пятна и «дубленая» кожа салона.
- Абсолютно новые фары на небитом авто
- Цена на 10% меньше средней, легкая уступка (впрочем, это может касаться любого проблемного авто)
- Возраст авто. Цена на автомобили свыше 10 лет от роду, может, и бросовая, но покупать стоит, если только Вы фанат лежания под капотом. Оптимальный вариант - 3-5 лет.
- Пробег. При средней эксплуатации - 15-20 в Европе, в США - 20-25 тыс.км в год. При отечественном пробеге учитывайте «погрешность» наших прекрасных дорог. Маленький пробег может быть с лихвой «компенсирован» внедорожным регионом.
Вопросы владельцу:
- Сколько было владельцев?
- Какой серьезный ремонт проводился?
- В каком сервисе обслуживался автомобиль? (посмотреть сервисную книжку, если это фирменный сервис)
- Какое оборудование устанавливалось дополнительно?
- В каком режиме менялись расходники?
Личный осмотр
Кузов
Покраска (разница в отдельных местах), царапины, вмятины, коррозия (багажник под место для запаски, колесные арки, нижние части дверей и их углы), перекос кузова (после серьзных аварий), прямо ли стоит рулевое колесо при прямолинейном движении, нет ли люфта руля, плотно ли прилегают двери.
Колеса
Проверить сход-развал (на глаз можно по износу протектора). Если резина стерта неравномерно, проблем с подвеской не избежать. Новые передние колеса - способ скрыть послеаварийные проблемы с кузовом и, соответственно - развал-схождением. Проверьте, не трещат ли ШРУСы при движении на максимальном повороте колес.
Под капотом
Протечки жидкостей, резьба крышек, целостность шлангов, белые подтечки на шлангах охлаждения и аккумуляторе.
Выхлопная труба
Проверить на предмет нагара.
Замки
Должны открываться одним ключом.
Салон
Проверить все регулировки. На ремнях безопасности снизу должна быть бирка с годом производства авто. Счетчик можно подкрутить, а вот истертость педалей сцепления/газа - красноречивая деталь. Продавленное пассажирское кресло - косвенный показатель «такси».
Электрика
Все должно работать - у «утопленника» будет глючить, а при работе печки будут потеть окна.
Стекла
Проверить разницу тонировок.
При личном осмотре Вы также можете (и должны!) посмотреть документацию и номера на самом авто:
Проверить VIN - код машины через Интернет
VIN-код - индивидуальный код автомобиля (Vehicle Identification Number, WMI, VDS, VIS) - это комбинация букв и цифр, по которой можно проследить его историю.
VIN состоит из 17 знаков. Если длина кода превышает 17 знаков, авто либо старше 1981 года, либо нужно проверить точность VIN. Номер у авто старше 1981 года находится в левой части приборной панели (его должно быть видно через ветровое стекло) или на левой передней стойке авто. Другие возможные места: на водительской двери, на кузове под водительским сидением, под капотом.
ЗАЧЕМ проверять
Авто может как минимум находиться в международном угоне и разыскиваться Интерполом (будьте внимательны, если у продавца доверенность). Чаще - авто-утопленник, краштестовец, утиль, имеет повреждение рамы в ДТП и т.п. Все это показывает расшифровка VIN-кода.
Также нужно убедиться:
- Выплачен ли за авто кредит (сначала придется погасить кредит, затем происходит окончательный расчет с продавцом, и только потом - переоформление).
- Сколько собственников у авто на сегодняшний день.
- Является ли авто совместно приобретенным имуществом (в браке) - вторая половина должна подтвердить согласие на продажу.
В любом случае, Вам необходимо будет внимательно прочитать договор купли-продажи и зарегистрировать сделку у нотариуса (при покупке с рук). Внимательно читайте договор!
Самое главное - внимание и отсутствие спешки. В наше время, когда битые и проблемные авто продаются даже через салоны, особенно важен принцип «семь раз отмерь». Конечно, если Вам небезразлично качество покупки.