На болидах образца 2014 года появится скрытая от глаз система безопасности, которая призвана защитить гонщиков от последствий боковых ударов. Новейшая защитная структура разрабатывалась совместными усилиями Института FIA и команд "Формулы-1". Эффективное решение предложила российская "Маруся".
Международная автомобильная федерация продолжает работать над повышением безопасности современных гоночных машин. На старт нового сезона "Формулы-1" выйдут болиды, в боковых понтонах которых будет скрываться передовая система защиты. Нынешнее решение в виде закрепленной на шасси трубчатой структуры отлично справляется с поглощением энергии при ударе в бок под прямым углом, но перестает эффективно работать при ударе по касательной. В ходе заседания технической рабочей группы 17 мая команды согласились применить при создании своих машин новую разработку. Обязательное использование этого средства пассивной безопасности будет закреплено регламентом.
В качестве точки отчета использовалась авария Роберта Кубицы на Гран При Канады в 2007 году, когда болид поляка был практически полностью разрушен после многочисленных ударов о заграждения. Как сообщает официальный сайт Института FIA, к разработке системы безопасности год назад приступили сразу четыре команды "Формулы-1" - Red Bull, McLaren, Mercedes и Marussia. Что интересно, подходящее решение было найдено инженерным корпусом англо-российской "конюшни", после чего конструкцию подвергли глубокой модернизации специалисты Red Bull Racing.
Параллельные испытания проходили сразу два перспективных варианта. Первый представлял собой так называемую сэндвич-панель с алюминиевыми и углеродными сотами, а также наполнителем из пены. Второе (и более простое) решение стало эволюцией нынешней технологии - трубки особой геометрии выполнены из высокопрочного фиброкарбона, имеют программируемые зоны сминания и крепятся к шасси по новейшей технологии. Именно эту схему и взял на вооружение Институт FIA. Легкая и надежная структура при колоссальных ударных нагрузках не разрушается, а контролируемо деформируется, поглощая энергию. В ходе испытаний конструкция оказалась способной выдержать фронтальные и косые удары с энергией в 40 кДж. Углеродные трубки приняли на себя 15-тонное усилие на сжатие, а 11-тонное так и не смогло оторвать структуру от шасси.
Новая система пассивной безопасности не только обеспечит защиту гонщиков, но и сэкономит деньги участников на испытаниях. Предполагается, что узел будет унифицирован для всех гоночных машин. Инженеры команд интегрируют конструкцию в свои болиды, после чего каждый монокок пройдет обязательный статичный краш-тест. Если шасси и крепления узла защиты выдержат установленные нагрузки, то участники смогут продолжить работу над конструкцией машины без дополнительного бокового краш-теста.
Это далеко не первая инициатива FIA по повышению безопасности при боковых столкновениях. Напомним, что в прошлом году в чемпионате "Формулы-1" дебютировали автомобили с так называемыми "горбатыми носами" - пониженная высота фронтальной части болида защищает пилота при ударе другой машины о боковую стенку кокпита. Решение оказалось не слишком эстетичным, поэтому командам разрешили в добровольном порядке прикрывать скошенную носовую часть специальными накладками, особой практической пользы, впрочем, не имеющими.
vesti.ru