Столь легендарных трасс как Нюрбургринг немного. Этот трек считается одним из самых сложных в мире, за что и был прозван в свое время "Зеленым адом". Серьезные 24-часовые гонки тоже не проводятся не каждый месяц. Но в конце мая эти две редкости встречаются в одном месте.
Гонка "24 часа Нюрбургринга" проводится ежегодно последние четыре десятка лет. При длине круга в 25 км Нюрбургринг считается одной из самых длинных трасс в мире. Но не в этом его прелесть. Большое количество поворотов, а также серьезный перепад высот, который доходит на отдельных участках до 300 метров, делают знаменитый трек настолько же сложным, насколько и манящим
Еще один пункт, который превращает "24 часа Нюрбургринга" в настоящее шоу (для зрителя) - большое количество участников. До последнего времени на старт выпускали до 220 автомобилей. При этом далеко не все пилоты являются профессионалами. В гонке могут принять участие и любители. Примерно такая же разница - между автомобилями. Из-за этого шанс вылететь с трассы есть у всех: даже если ты не ошибешься, велика вероятность "словить" машину под управлением не слишком опытного гонщика в бок или корму.
В последние годы организаторы сократили число участников до 180, убрав самые медленные и самые быстрые автомобили, чтобы уменьшить разницу в скорости. Из-за массовости, помноженной на сложность трассы, первый час гонки стабильно отличается большим количеством аварий и вышедших из строя машин. А уже после первых двух-трех кругов появляются круговые - те, кто отстает от лидеров на круг и более.
Участники едут в 30 классах, поделенных на 4 дивизиона. Наблюдать интереснее всего за лидерами абсолютного зачета - представителями категории GT3. Здесь едут, например, экстремальные Audi R8 LMS и Mercedes-Benz SLS AMG GT3. Последние несколько лет, кстати, чаще других марок выигрывали Porsche и BMW.
Приятно, что в гонке принимают участие и российские пилоты. В топовой категории едет Роман Русинов, который вышел на трассу при поддержке бренда G-Drive в составе выигравшей марафон год назад команды Phoenix. Но и помимо него во время демонстрационного построения на стартовой решетке (часа за 2 до начала гонки) было замечено четыре российских пилота.
Гонка проходила с вечера воскресенья до вечера понедельника (на понедельник приходилась Троица, которая является в Германии общегосударственным выходным). Перед заездом участники провели краткую тренировку, на которую было отведено всего полтора часа и две квалификации - ночная 4-часовая в пятницу и 2-часовая дневная в субботу. В пятницу команды определяются с настройками машины, а пилоты стараются как можно лучше узнать трассу. А в субботу гонщики начинают потихоньку выяснять отношения на трассе.
Надо отметить, что без знания Нюрбургринга гнать по этому треку - почти самоубийство. Невероятная по меркам автоспорта длина и "кривизна" трассы не позволяют полностью застраховаться от всех сюрпризов после нескольких тренировок. Попробуйте сами проехать ее в любом игровом симуляторе - и поймете, о чем я говорю.
Для тех, кто мало знаком с регламентом 24-часовой гонки - от каждой команды в ней участвует, как минимум, один автомобиль и четыре пилота, которые сменяют друг друга каждые полтора-два часа. В течение самой гонки настройки машины серьезно не меняются, можно лишь корректировать мелочи и ставить соответствующий погоде тип резины.
Каждый пилот обладает своими особенностями, кому-то лечге дается ночная езда, кто-то играет роль Айртона Сенны, искусно управляясь с машиной в дождь, а потому соревновательный дух внутри самой команды фактически отсутствует. Пилоты до конца второй квалификации не знают, кто будет выступать первым. "Уж как нас поставят, так и поедем, и мы ничего не можем здесь изменить. Это решает менеджер", - рассказал пилот команды STI Race Team Кота Сасаки во время небольшого интервью до начала гонки.
Во время перерывов гонщики стараются максимально отдохнуть и расслабиться. Как рассказал пилот Subaru STI Марсель Лассе, он, например, использует для отдыха буквально каждую минуту. "Мне помогает музыка, но отвлечься все равно сложно", - говорит Марсель. "Во время гонки в кровь выбрасывается столько адреналина, что уснуть порой просто невозможно", - добавляет его напарник Карло ван Дам.
В команде рассчитывали на дождь. Поскольку утро воскресенья выдалось на редкость солнечным, то и пилоты, и менеджер отмечали, что неплохо было бы "организовать" дождь, ибо полный привод Subaru дает существенные преимущества на мокром треке. Что ж, в "небесной канцелярии" их все-таки услышали. Отметим, кстати, что "Субару" приходила первой в своем классе последние два года, на что надеялись и в этот раз.
Если в большинстве кольцевых гонок пилоты стараются выигрывать квалификацию, то в данном случае местам за пределами первой десятки особо никто не расстраивается. Впереди 24 часа гонки, за которые может произойти поистине все, что угодно, в том числе и сход с трассы по чужой вине. Гораздо больше внимания уделяется пит-стопам. Уже после нескольких первых заездов в боксы становится ясно, кто на какое время работает. Первые несколько часов после начала гонки безоговорочными лидерами были Audi, которые не пропускали вперед никого.
К вечеру, когда желтые флаги стали появляться на трассе все реже, а дождь - все чаще, "властелины колец" уступили лидерство спорткарам с трехлучевой звездой на капоте, которые отличались не только скоростью, но и особенным "тракторным" звуком мотора. Он не похож ни на один другой, а потому узнать Mercedes-Benz SLS AMG GT3 за два поворота не составляло труда.
В полодиннадцатого вечера дождь усилился настолько, что продолжение гонки сочли небезопасным. Под сокрушенные и местами возмущенные возгласы зрителей на трассе появились красные флаги. Гонка остановлена до окончания дождя. Когда именно он должен кончиться, никому не сообщили.
Машины битком набивались в боксы по мере прибытия. Несмотря на разницу в статусах действовал принцип "кто первый встал, того и тапки". В итоге топовые "Ауди", "Порше" и единственный водородный "Астон" остались на улице, мокнуть под дождем. Поскольку людям мокнуть совсем не хотелось, в боксы забились все, кто был в это время на трассе, заполнив оставшееся свободное пространство: пилоты, механики, представители команд, организаторы, секьюрити и журналисты. К чести иностранцев надо сказать, что ни одного раздраженного возгласа по поводу того, что пресса путается под ногами и мешает работать, услышано не было.
Поскольку никто не знал, когда гонку возобновят, времени не теряли: механики возились с машинами, пилоты отправились спать (или не отправились, а дремали тут же), зато менеджеры команд бодрствовали, ожидая отмашки маршалов.
Гонку возобновили только в 8:20 утра. Пропавшие 9 часов внесли свои коррективы в итоговый протокол, фактически сведя на нет тактику, взятую на вооружение поначалу. Так, кто-то рассчитывал отыграть время лишнего пит-стопа, кто-то тянул с ремонтом и берег машину, плюс не всем пилотам повезло оказаться рядом с боксами после появления красных флагов. Некоторым пришлось тащиться чуть ли не целый круг на неподходящем типе резины, что негативно сказывалось на темпе. Но в этом и есть одна из прелестей 24-часовой гонки - никогда точно не знаешь, что именно случится по ходу заездов, и умение команд реагировать на быстрое изменение ситуации играет немаловажную роль.
К утру дождь превратился в осеннюю морось, а самые большие лужи на трассе были ликвидированы. Когда гонку возобновили, в лидерах оказались "Мерседесы". За первые места боролись четыре штутгартские машины двух команд - Black Falcon и ROWE Racing. Вот тут стоит напомнить, что до 2013 года "Мерседесы" ни разу не приходили к финишу "24 часов Нюрбургринга" первыми, так что, этот год можно смело переносить для них в раздел "триумф".
До финиша гонки - всего несколько часов, а потому и пилотам, и командам не оставалось ничего, кроме как выложиться на все сто. Что они и делали. Количество инцидентов на трассе, как собственно и количество участников, подсократилось. Но даже за полчаса до финала на пит-лейне никто не спал - в прямом и переносном смыслах. Несмотря на фактически истекшее время (что такое 30 минут, когда позади 23 напряженных часа?), в боксы то и дело заезжали машины, но в основном для дозаправки - чинить что-либо было бессмысленно, а настраивать уж тем более.
Первым к финишу пришел экипаж команды Black Falcon в составе Бернда Шнайдера, Йеруна Блекемолена, Шона Эдвардса и Ники Тима (88 кругов). Вторым с солидным отставанием пришел экипаж BMW Sports Trophy Marc VDS в составе Андреа Пиччини, Максима Мартина, Йелмера Буурмана и Ричарда Горанссона (+2,39.7). Третьим стал еще один "Мерседес" - экипаж ROWE - Ланс-Дэвид Арнольд, Александер Ролофф, Ян Зейффарт и Томас Ягер (+1 круг).
Экипаж Subaru STI Team пришел к финишу 26-м в общем зачете и вторым в своем классе. Директор команды Хидехару Тацуми заявил, что выиграть не удалось из-за ошибок с частой сменой шин в первой части гонки, которая обеспечила команде 7-минутное отставание от лидера. Сократить этот разрыв до 54 секунд удалось только к финальному кругу, продемонстрировав все возможности полного привода Subaru WRX STI.
Нельзя не отметить, что нынешняя гонка команды Subaru была посвящена пилоту Марселю Энгельсу, два года подряд привозившему вместе с коллегами "Субару" победу в гонке. В прошлом году Энгельс трагически погиб в мотоциклетной аварии. В сезоне-2013 его место в команде занял друг детства Марсель Ласе.
Всерьез расстраиваться, не приехав первыми в гонке "24 часа Нюрбургринга", могут только профессиональные спортсмены, настроенные на победу в любом состязании. Те любители, которые пересекают финишную черту после суток в "зеленом аду", рады уже тому, что им удалось довести машину до клетчатого флага. А потому было особенно приятно смотреть на 10-15-летние машины, ехавшие далеко позади лидеров, но пересекавшие финиш с неподдельно радостным "бибиканьем". Кстати, некоторые участники приехали, что называется, своим ходом. После завершения гонки и всех торжественных церемоний в веренице автомобилей, выезжающих с парковок трассы, то и дело мелькала боевая раскраска, которую только что видел на треке.
Результаты-2013:
- экипаж-победитель прошел 88 кругов за 24 часа 05 минут и 27 секунд. Самый быстрый круг - 10-й - занял 8:38.411.
- второе место - также 88 кругов. Но самым быстрым кругом (и лучшим кругом всей гонки) стал 84-й - 8:22.088.
- третье место - 87 кругов. Лучший круг - 23-й - 8:38.295.
- четвертое место - 87 кругов. Лучший круг - 22-й - 8:40.325.
- пятое место - 87 кругов. Лучший круг - 86-й - 8:29.118.
- на старт вышли 173 экипажа. До финиша дошли 135. Выбыли из гонки 38.
- самый медленный круг - 12:14.273 (экипаж категории SP 3T на Seat Leon Supercopa, пришедший к финишу последним).
- если лидер совершил 88 кругов, то экипаж, приехавший последним - 46 кругов
- двум экипажам (на BMW M3 GTR и VW Golf V R-Line) хватило одного круга, чтобы вылететь из гонки.
- один экипаж - на McLaren MP4-12C GT3 - вообще не стартовал. Но его "рекордный" нулевой результат все равно вошел в итоговый протокол.
Рекорды и цифры Нюрбургринга:
- трассу построили в 1927 году.
- первый марафон "24 часа Нюрбургринга" состоялся в 1970 году.
- длина круга - 25 378 м.
- количество поворотов - 174.
- перепад высот - 300 м.
- трасса состоит из двух основных участков - знаменитой "Нордшляйфе" и построенной позже трассы Гран При. В таком виде трек используется для гонок с 2005 года.
- в 1998 году победу в гонке впервые одержал дизельный автомобиль - BMW 320d.
- в 1996 году в гонке впервые одержала победу женщина - Сабина Шмитц на BMW M3.
- за все время существования гонки отменяли лишь трижды: 2 раза по причине экономического кризиса и 1 раз из-за реконструкции трассы в 1983 году.Всерьез расстраиваться, не приехав первыми в гонке "24 часа Нюрбургринга", могут только профессиональные спортсмены, настроенные на победу в любом состязании. Те любители, которые пересекают финишную черту после суток в "зеленом аду", рады уже тому, что им удалось довести машину до клетчатого флага. А потому было особенно приятно смотреть на 10-15-летние машины, ехавшие далеко позади лидеров, но пересекавшие финиш с неподдельно радостным "бибиканьем". Кстати, некоторые участники приехали, что называется, своим ходом. После завершения гонки и всех торжественных церемоний в веренице автомобилей, выезжающих с парковок трассы, то и дело мелькала боевая раскраска, которую только что видел на треке.
Результаты-2013:
- экипаж-победитель прошел 88 кругов за 24 часа 05 минут и 27 секунд. Самый быстрый круг - 10-й - занял 8:38.411.
- второе место - также 88 кругов. Но самым быстрым кругом (и лучшим кругом всей гонки) стал 84-й - 8:22.088.
- третье место - 87 кругов. Лучший круг - 23-й - 8:38.295.
- четвертое место - 87 кругов. Лучший круг - 22-й - 8:40.325.
- пятое место - 87 кругов. Лучший круг - 86-й - 8:29.118.
- на старт вышли 173 экипажа. До финиша дошли 135. Выбыли из гонки 38.
- самый медленный круг - 12:14.273 (экипаж категории SP 3T на Seat Leon Supercopa, пришедший к финишу последним).
- если лидер совершил 88 кругов, то экипаж, приехавший последним - 46 кругов
- двум экипажам (на BMW M3 GTR и VW Golf V R-Line) хватило одного круга, чтобы вылететь из гонки.
- один экипаж - на McLaren MP4-12C GT3 - вообще не стартовал. Но его "рекордный" нулевой результат все равно вошел в итоговый протокол.
Рекорды и цифры Нюрбургринга:
- трассу построили в 1927 году.
- первый марафон "24 часа Нюрбургринга" состоялся в 1970 году.
- длина круга - 25 378 м.
- количество поворотов - 174.
- перепад высот - 300 м.
- трасса состоит из двух основных участков - знаменитой "Нордшляйфе" и построенной позже трассы Гран При. В таком виде трек используется для гонок с 2005 года.
- в 1998 году победу в гонке впервые одержал дизельный автомобиль - BMW 320d.
- в 1996 году в гонке впервые одержала победу женщина - Сабина Шмитц на BMW M3.
- за все время существования гонки отменяли лишь трижды: 2 раза по причине экономического кризиса и 1 раз из-за реконструкции трассы в 1983 году.
vesti.ru