Неужели кончилась книжная цивилизация, и мы — ее последнее и окончательное поколение? И наши дети будут равнодушны к магии хороших книг, и рекламные ролики заменят им поэзию Пушкина? А когда они вырастут, нам с ними будет не о чем разговаривать, это будет чужой непонятный нам народ?
Неужели чтение книг постепенно превращается в занятие для редких странных людей, вывалившихся из времени? И не в счет быстрые детективы, торопливо шлепнутые на бумагу телесериалы, физиологические отношения веселых бульварных персонажей — если только такое, тогда уж лучше и вовсе не надо. Но все, конечно, не так страшно — это мы нагнетаем. Потому что очень хотим убедить родителей научить своих детей этой высокой маниакальной страсти к медленному смакованию текстов, привычке к тихому шуршанию страниц, неодолимой тяге к сухому запаху хрупких бумажных листов... К тому тонкому знанию, пожизненному удовольствию, которого никакая реальная жизнь никогда не даст, а дать может только настоящее умение читать настоящие книги. Учить этому сложно, но есть ряд общих правил, которые обязательно помогут вам это сделать.
Когда ребенок должен начинать читать
Ответ отчасти парадоксален: до того, как он выучит буквы. Другими словами, родители должны послужить своему ребенку аппаратом чтения. Когда вы берете на себя эту функцию, учтите такой момент, касающийся исполнительского искусства. Не старайтесь излишне лицедействовать. Слишком разнообразная гамма интонаций отвлекает от ткани повествования. Хороший текст не нуждается в приукрашивании. Постарайтесь найти грань между загробной монотонностью и «радиотеатром у микрофона».
Что читать человеку, недавно начавшему понимать речь вообще?
Несомненно, период чтения вслух — самый ответственный в приучении ребенка к чтению. Нам кажется, что особое внимание стоит уделить в первую очередь тем вещам, которые написаны на родном языке безусловно хорошими авторами. Это своего рода закваска, обуславливающая и определенный способ мышления, и некую специфическую для каждой нации систему ценностей. Разумеется, не стоит отгораживать свое дитя от иноязычной литературы. Хотя бы потому, что существуют прекрасные переводы прекрасных иностранных авторов.
Очень важно, по мнению педагогов и психологов, читать ребенку больше стихов вслух. Поэзия занимает в литературе примерно такое же место, как иконопись в живописи. Подбор слов в стихе не бывает случайным, он выверен и нанизан на связующую их нить — как жемчуг, подобранный по оттенку, форме и размеру. Может быть, поэтому на первых порах дети воспринимают стихи легче, чем прозу. Замечательно, если вам удастся привить и сохранить в вашем ребенке любовь к поэзии.
Первые попытки чтения
Пока ваш ребенок не может читать сам, проблем нет: вы читаете, он слушает. Но спустя определенное время он начнет постепенно осваивать азбуку. И тут возникают сложности. Ваш объект воспитания может научиться довольно свободно читать, но нужды в этом не будет испытывать — вашими стараниями ему придется по сердцу роль слушателя. Каким образом помочь ребенку преодолеть переход от «слушателя» к «читателю»? С помощью чтения вслух. Но уже поменявшись ролями. При этом вы должны выступать не экзаменатором, а именно слушателем, и как нельзя более благодарным, отмечает www.mamam-papam.ru. Пусть ваш отпрыск почувствует то удовольствие, какое испытывает актер, выступая с чтецкой программой на публике. При этом юный чтец не должен утомляться. Старайтесь предугадать тот момент, когда его внимание и интерес к процессу иссякнут. Еще при формировании репертуара надо учитывать, что на слух дети воспринимают гораздо более сложные вещи, чем могут читать сами.
Как научить ребенка получать удовольствие от самого процесса
Самая трудная проблема на поприще чтения — переход от «легкого» чтения, которое захватывает, от проглатывания книг залпом, от увлечения сюжетом к чтению ради процесса. Такое чтение — познавательное, серьезное и глубокое общение, ради которого весь процесс приобщения к книге и затевается. Родители могут помочь своим детям сделать очень важный в их жизни шаг — перейти от приятного чтения ради сюжета к настоящему чтению, к чтению как образу жизни. Ведь ребенок уже решил на опыте детских стихов и книжек, что чтение — удовольствие и развлечение. Теперь ему предстоит понять, что книжка — не всегда конфетка. И чтобы получить удовольствие от общения с книгой, не грех и поработать.
И в разрешении этой проблемы роль семейного чтения вслух значительно повышается. Когда такое чтение становится хорошей традицией, можно читать самые трудные книги и комментировать места, трудно доступные детям. Например, «Мастера и Маргариту» Булгакова. (Эта книга имеет бешеный успех у детей начиная с 10 лет). Или произведения эпоса (допустим, карельского — адаптированную «Калевалу»). Чтение эпоса — трудное чтение. Но, по мнению учителей, особенно полезно для детей, поскольку дает понимание единства мирового исторического процесса. А такое понимание — есть заветная цель всякого образования.
Опытные учителя считают, что у современных детей есть замечательная возможность совершить этот переход самостоятельно. К счастью, нашим детям сегодня доступна книга, которой они зачитываются и которую, несмотря на сногсшибательные повороты сюжета, легким чтением назвать можно с некоторой натяжкой. Это эпопея Толкиена «Властелин колец». Книги трилогии можно считать мостиком между быстрым и медленным чтением. Уже где-то в 12 лет дети становятся обожателями хоббитского мира. И приходят к нему постепенно, начиная с повести «Хоббит, или Туда и обратно» того же автора. А девочки зачитываются романом «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. Этому захватывающему по сюжету роману тоже в глубине не откажешь.
Главная проблема родителей — постараться, чтобы ваши дети читали хорошие книги. Поэтому потрудитесь обеспечить наследнику достойный рацион для чтения.
mamam-papam.ru