Минфин хочет реформировать институт госгарантий, следует из проекта основных направлений долговой политики до 2014 г., который правительство обсудит в августе.
Госгарантии были одним из основных инструментов посткризисной экономической политики, пишет Минфин. Самые крупные гарантии получили Михайловский и Лебединский ГОКи (по 10 млрд руб., входят в «Металлоинвест»), а также группа ПИК (8 млрд). Инструмент чиновникам понравился. «В последнее время многие, если не большинство программных документов <...> содержат ссылки на госгарантии», — сетует Минфин, рождается множество новых видов госгарантий — по оборонному заказу, госкомпаниям (АИЖК, «Роснано»).
Госгарантии — виртуальные деньги в бюджете (на 2011 г. — 551,1 млрд руб.), объясняет чиновник Минфина, но они учитываются в госдолге. И их доля в госдолге стремительно растет: с 3,4% в 2008 г. до 17,5% в 2011 г., в 2013 г. — 19,4% (см. графики). Более чем в девять раз вырастет и объем возможных выплат бюджета по госгарантиям — до 288,2 млрд руб. в 2014 г. Из них государство может потерять 57,5 млрд руб., так как по инвестпроектам оно лишено права предъявлять регрессный иск к должникам, предупреждает Минфин: «Существует вероятность возникновения невозмещаемых расходов».
Чтобы снизить риски бюджета, Минфин предлагает уходить от практики уникальных гарантий, установить единые принципы их предоставления. Получать их должны только компании с удовлетворительным финансовым состоянием при условии возвратности средств и ответственности за провал проекта, поддерживаемого государством, считают чиновники. Если государству придется платить по гарантии, у него должна быть возможность предъявить компании регрессный иск, говорится в документе. Сейчас государство не имеет права требовать от компании возмещения убытков и во многом из-за этого процедура получения гарантий очень сложна, отмечает чиновник Минфина: «Мы должны быть уверены, что платить казне не придется».
Еще одно требование — топ-менеджеры компаний, получивших госгарантии, должны отказаться от премий с бонусами. Речь идет о частичном запрете бонусов, объясняет чиновник Минфина: «Нельзя их платить из средств прямой господдержки, а если она косвенная, как с госгарантиями, то их источником не может быть проект, под который господдержка привлекалась». Фактически это условие уже применяется, признает он: Минфин устанавливает его в каждом соглашении о выдаче госгарантий.
Государство должно защищать свои интересы, поддерживает Минфин чиновник аппарата правительства: «Но пока выдано не очень много, и масштабы проблемы Минфин преувеличивает». Повышать эффективность госгарантий нужно, но единообразие — не лучший способ, считает чиновник Минэкономразвития, тем более что до сих пор по утвержденному постановлением правительства порядку не выдана ни одна гарантия (одобрено правительством почти 70).
Госгарантии получить невозможно, жаловался ранее президент группы компаний «Промышленные инвесторы» Сергей Генералов: «Постоянно возникали какие-то еще уточнения, поправки, дополнения, условия <...> Выполнить их все было нереально». Когда программу госгарантий объявили в 2008 г., инструмент был востребован бизнесом, но, когда в конце 2009 г. гарантии оформили, они были уже ни к чему, рассказывал он. Если новые правила будут утверждены, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) готова по ним работать, говорит представитель компании, но сейчас этот вопрос непринципиален для нее (среди получателей были компании ОАК — например, НАПО им. Чкалова была предоставлена гарантия более чем на 3,5 млрд руб.).
Государство собирается сократить свое участие в экономике, ужесточение правил выдачи госгарантий — одна из мер, говорит вице-президент РСПП Игорь Юргенс. Сейчас бизнесу госгарантии не очень интересны, но, если ситуация на мировых рынках продолжит ухудшаться, все может измениться, прогнозирует он.
< Предыдущая | Следующая > |
---|