Даже если у тебя нет голоса.
Даже если ты буквально вчера купила отличный диск с убаюкивающей музыкой. Даже если твой ребенок привык засыпать под механический голос сказочницы со старой пластинки.
Забудь обо всех изобретениях науки и техники, выключи электроприборы, сядь рядом с кроваткой и тихонько начни: «баю-баюшки-баю… не ложися на краю...»
Знала бы ты, мама, как много значит эта незатейливая песенка!
Колыбельные всего мира удивительно похожи: высокий тембр исполнительницы, ритмичный, без особенных изысков, простенький мелодический рисунок, незатейливые слова, скромная аранжировка… Ничего, что могло бы отвлечь маму от малыша и малыша от мамы.
Колыбельная для любого народа — это не просто ежевечерний материнский труд по укладыванию спать подрастающего поколения. Это — целая философия.
В колыбельных в простых и понятных словах зашифрована целая система ценностей нации: кто друг, кто враг, кого бояться, с кем дружить, каким быть, а каким — не быть, что хорошо и что плохо.
Недаром материнские колыбельные, вместе с «молоком матери» и «бабушкиными сказками», всегда вспоминаются, когда речь идет о базовых ценностях человеческой личности, записанных на подкорку.
Казалось бы, младенец, немовлятко, что он понимает, а гляди ж ты, колыбельная, спетая на тысячелетний мотив, становится его внутренним миром…
А еще колыбельная — это единственный момент в долгом и трудном дне, когда мама и малыш наконец-то остаются вдвоем, совсем как недавно, когда он лежал, уютно свернувшись в родном тепле, и ничего не слышал, кроме ее родного голоса…
И если до конца жизни нас успокаивает поза зародыша и вода, то как же действует на нас мамин голос! Не указывающий, не ультимативный, не ругающий или склоняющий — убаюкивающий, обещающий пряников и конфет, утверждающий любовь и покой…
Самые лучшие колыбельные — народные.
Те самые, которые про котика-котка, про петю-петушка, про «улетели гули» и «серенького волчка». Они как нельзя лучше подходят самым маленьким слушателям.
Когда ребенок начинает гулить — самое время перейти на колыбельные посложнее. Можно даже петь спокойные русские романсы и нежные классические песни, вроде лермонтовских «Колыбельных», тургеневского «Утра туманного» и безымянной «Белой акации» — пусть младенец слушает хорошую поэзию и воспитывает вкус к настоящему слову.
А еще хорошо, когда мама на незатейливую мелодию кладет собственные слова. Как акын — что вижу, то пою. И здесь вовсе не важно поэтическое мастерство или умелая рифма — простые мамины слова, простые мамины мысли, из которых вырастает большой ребенкин мир.
Так что пой, мама!
< Предыдущая | Следующая > |
---|