Friday, Apr 26th

Последнее обновление12:11:17 PM GMT

Вступлению в силу закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта

В ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция на тему: вступление в силу Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

В ней приняли участие президент Национального союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев, заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Николай Галушин, начальник отдела НПУ МЧС России Владимир Чесноков, секретарь координационного совета «Ростехнадзора» по страхованию Ирина Кручинина, заместитель руководителя Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России Игорь Сосунов.

Ниже следуют выдержки из выступлений на пресс-конференции.

ЮРЬЕВ: Мы сегодня проводим пресс-конференцию, которая посвящена введению в действие 225 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда на аварийно-опасном объекте". Закон вступает в действие с 1 января 2012 года.

Во-первых, я бы хотел сказать, что для того, чтобы страхование владельцев опасных объектов заработало в полную меру, необходимы два ключевых документа. Первый документ – это правила страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта и второй документ – это тарифы страхования по опасным объектам. И правила, и тарифы утверждаются постановлением правительства Российской Федерации. Утверждение правил на таком высоком уровне позволяет установить единые принципы работы, как страховщиков так и страхователей при заключении договора страхования, это также распространяется на страхование строительных рисков. Тарифы страхования - не менее важный документ, поскольку они определяют ту цену, то есть, ту плату, которую должны будут владельцы опасного объекта платить за заключение договора о гражданской ответственности.

Всего в России существует порядка 336 тысяч опасных объектов. Вся статистическая база, которую использовал при расчете Минфин России, составляет порядка 85% от всех опасных объектов, находящихся в Российской Федерации. При этом статистика использовалась из «Ростехнадзора», МЧС России, и Федеральной службы по ФСНН. Кроме того, ей не хватало национальной статистики, использовалась статистика международная – это статистика ООН в части соотношения потерпевших к погибшим, статистика Фонда социального страхования в этой же части, а также и иные статистические показатели.

В итоге Минфин при расчете своих тарифов вышел на так называемый суммарный показатель объемов сборов по будущему страхования в размере порядка 22 млрд рублей. Нужно отметить, что страховое сообщество, основываясь на этих же самых статистических показателях и используя эту же самую методику, при расчетах пришли к несколько большей цифре – порядка 27 млрд рублей.

Существенной вещью является также то, что вводится в рамках 225 закона и покрытие за вред, причиненный работникам самих предприятий. То есть, что в настоящее время отсутствует, как класс. То есть, если раньше люди гибли на предприятии в результате аварии, никто им за это не платил. Платили только за вред, причиненный третьим лицам, то есть, которые не являются сотрудниками и работниками предприятия, а, может быть, случайно находились под забором или сидели в машине…

Кроме того, я хотел бы отметить, что все расходы промышленников по страхованию своей гражданской ответственности в рамках 225 закона, они будут относиться на себестоимость.

И при этом значительную часть этих сумм составляют расходы, связанные с нарушением условий жизнедеятельности, которые страховые компании, в соответствии с 225 законом, который должен вступить в силу с 1 января 2012 года, должны будут покрывать страховщики. Поэтому, говоря о том, что бюджет недополучит, обязательно нам нужно говорить о том, насколько расходы бюджета должны сократиться.

Третья вещь, которую хотел бы сказать, что все-таки получит государство помимо того, что будут соответствующие адекватные компенсации за доставленный вред потерпевшим в результате аварий, это то, что страховые компании могут выступать – не побоюсь этого слова – финансовыми регуляторами технического состояния опасных объектов.

Поэтому еще раз хочу отметить, что государство в лице страховщиков получит очень значимого, качественного контролера, который будет передавать информацию о состоянии опасных объектов в эти государственные ведомства. А это значит, что мы сможем с вами говорить уже о неком превентивном воздействии и превентивной оценке аварийности на опасных объектах Российской Федерации.

Я хотел бы сделать в итоге окончательный вывод, что мы действительно провели огромную работу по оценке правил страхования, разработанных Минфином, по оценке тарифов, которые были разработаны Минфином. Мы понимаем прекрасно, что в ряде отраслей Минфин пошел на компромисс. Пошел на компромисс в части шахт, пошел на компромисс в части гидротехнических сооружений, когда действительно реальные выплаты могут быть больше. Но мы при этом мы с вами понимаем, что идти надо вперед, нельзя останавливаться. У нас постоянно что-то происходит. Далеко не все попадает в средства массовой информации и становится так называемыми «знаковыми событиями».

Так, если сравнить то, что предлагается и то, что написано в законе, то это небо и земля. Страхование – суть его – как происходит вообще все страхование? – Все выплаты производятся только исключительно из-за того, что страховые компании резервируют средства для будущих выплат. Это аксиома страхования! Так происходит в России, так происходит во всем мире. Есть Федеральная служба по финансовым рынкам, которая ежедневно контролирует страховые компании в плане резервирования этих средств. И закон предусматривает, что не менее 80% всех премий должны быть направлены на выплаты, то есть, направлены в страховые резервы для последующих выплат.

Поэтому, уважаемые коллеги, хотелось бы в рамках нашей дискуссии сегодня сделать акценты на том, что страховые компании готовы выполнять ту функцию, которая возложена на них государством, что мы готовы передавать надлежащим образом собранную информацию в те ведомства, которые осуществляют государственный контроль и надзор. То есть, это «Ростехнадзор» и МЧС России по контролю за опасными объектами. И нам надо с вами начинать все-таки уже бороться с тем нарывом, о котором никто так и не говорит толком, который называется «наследство со времен Советского Союза». То есть, мы должны выявить все опасные объекты, которые действительно являются опасными, предупредить эти аварии и предпринять все необходимые действия для того, чтобы народ РФ был защищен должным образом.

ГАЛУШИН: Наверное, можно задаться вопросом, а почему мы здесь, когда закон 225-й был принят уже больше года назад – в конце июня 2010 года. Он должен вступить в силу с 1 января 2012 года, остается чуть больше 5 месяцев, а мы сидим и говорим о законе, собственно, который как данность подписан президентом РФ больше года назад?

Мы – как страховое сообщество, как Национальный союз страховщиков ответственности столкнулся с очень жестким противостоянием со стороны определенных кругов промышленного бизнеса, которые усматривают в этом законе, в этом страховании большую для себя финансовую нагрузку.

Собственно, что судьбоносного произошло с принятием 225-го закона? – Принципиальная разница – это корректировка страховых сумм. Это корректировка привязки опасности объекта к тому денежному обеспечению, которое должно быть защищено договором о страховании ответственности. У нас в России это получило форму обязательного страхования. В мире достаточно спорный вопрос, о котором мы тоже вели дискуссию с промышленниками – насколько формат самого закона, он должен иметь форму обязательного или какого-то другого вида страхования.

Собственно, 225-й закон призывает бизнес не только декларировать возможность нести социальную ответственность, но дает механизм в виде обязательного страхования ответственность, как такую социальную функцию нести.

ЧЕСНОКОВ: Не повторяясь с теми положениями, что были высказаны предыдущими докладчиками, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что принятие это закона является довольно революционным актом в нашей работе, в том числе, имея в виду МЧС России. Можно напомнить, что одним из инициаторов разработки этого закона как раз являлось наше ведомство еще в начале 2000-х годов. И, наконец, прошло всего лишь 9-8 лет и закон такой принят!

Действительно, сейчас можно говорить, может быть, он не идеален. И будут вноситься еще какие-то, вероятно, улучшения и изменения, но, тем не менее, он принят. И через меньше, чем через полгода он должен вступить в действие. В настоящее время разрабатывается ряд подзаконных актов, некоторые тут упоминались. Они должны быть до 31 декабря все разработаны и приняты. И, скорее всего, будут какие-то моменты, которые, может быть, не в полном объеме будут решены в этих подзаконных актах. Сейчас о них еще рано говорить, потому что акты эти – постановления правительства, изменения в каких-то нормативных актов ведомств еще не приняты. Но, тем не менее, МЧС России видит отдельные шероховатости, которые могут возникнуть.

КРУЧИНИНА: В добавление к выступлению предыдущих ораторов я хотела сказать, что страхование ответственности опасных производственных объектов – это один из методов государственного регулирования промышленной безопасности и внедрение комплекса мер в рамках Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов. За все время его реализации при росте объемов производств и износе основных фондов позволило снизить уровень аварийности и производственного травматизма в два раза.

Поэтому, от реализации данного закона «Ростехнадзор» в первую очередь ждет дальнейшего снижения уровня аварийности и травматизма при снижении административной нагрузки на предприятия.

СОСУНОВ: Я несколько дополню Владимира Михайловича, поскольку мы в одном ведомстве работаем. Хотел бы отметить, уровень безопасности объектов, представляющих потенциальную опасность, он всегда интересовал МЧС России, как и другие надзорные органы, как и «Ростехнадзор», и Министерство природных ресурсов и так далее.

И заинтересованность нашего министерства, главным образом, проявлялась в том, чтобы выработать какие-то механизмы, которые бы стимулировали руководителей объектов или эксплуатирующие организации на то, чтобы они ежегодно повышали уровень безопасности своих объектов. Поскольку, конечно, карающий меч российского закона, он, довлеет над эксплуатирующими организациями и инспектора различных надзорных органов приходят, выявляют, выписывают предписания, но такой… самостоятельной работы на объектах, как правило, работы, которую инициируют владельцы опасных объектов эксплуатирующей организации, не осуществляет. Главным образом или в большинстве случаев не осуществляется.

С вступлением в силу Федерального закона 225-го мы и вернулись как раз к внедрению тех механизмов, которые предполагались изначально. И Министерством по чрезвычайным ситуациям в настоящий момент разработаны методические рекомендации по проведению экспертизы опасных объектов, а также взаимодействию всех участников этого процесса, то есть, страховщиков, страхователей, специализированных организаций и специалистов при оценке уровня безопасности данных объектов.

Вопрос («Клерк.ру»): Вопросов у меня много, но я задам сначала парочку, чтобы остальным не мешать. Тарифы, о которых вы сейчас говорите, они уже утверждены постановлением правительства, это уже факт?

Ответ: Министерство финансов разработало проект постановлений по тарифам. Они официально внесены в правительство РФ. В настоящий момент они не утверждены, находятся на рассмотрении в аппарате правительства.

Вопрос («Клерк.ру»):Я хотел бы вас еще попросить для неспециалиста прояснить ситуацию – у вас везде страховая сумма в 10 млн, тариф?

Ответ: Нет. Закон предусматривает, что минимальная страховая – 10 млн. В законе прямо прописано, что ряд объектов относится именно к этой страховой сумме, в частности, угольные шахты. В целом, она градуируется – 10 млн, 50, 100, миллиард – до 6,5 млрд рублей. То есть, отдельные опасные объекты должны быть застрахованы на сумму 6.5 млрд рублей. Таких объектов не так много в России – порядка 90, по текущей статистике, по текущим данным.

Вопрос (телеканал «Эксперт»): Скажите, пожалуйста, каким образом, на основе чего разрабатываются те или иные критерии отнесения того или иного опасного объекта к тем или иным страховым тарифам? Кто принимает решение, насколько опасен тот объект и насколько менее опасен тот или иной? Промышленники, предположим, жалуются на то, что опасные объекты путаются с опасными производственными объектами. А утверждается, что это абсолютно разные организации и предприятия.

Ответ: Национальный союз страховщиков ответственности является единственным профессиональным объединением, которое объединяет все страховые компании, которые могут заниматься страхованием в рамках ОС ОПО. Это делается для того, чтобы в рамках профессионального объединения была круговая порука, которая языком страховщиков называется «солидарная ответственность». И которая называется еще «формированием компенсационного фонда». Фонд в отношении выплат, в отношении тех компаний, которые досрочно покидают этот рынок по причине банкротства или неправильных каких-то своих действий. На сегодняшний день страхованием в рамках 116-117 закона в стране занимаются чуть более 60 компаний. Я предполагаю, что это число в рамках 225-го закона не сильно увеличится.

Вопрос: Можно все-таки по пунктам, что конкретно благодаря этому закону выиграют люди, работники предприятий и кто живет вокруг. Что они получат того, что не имеют сейчас?

Ответ: Они получат то, чего раньше не было – это принцип, который мы уже на протяжении уже нескольких лет пытаемся обсуждать. Этот принцип называется «цена жизни». У нас в настоящий момент есть только Воздушный кодекс Российской Федерации, где говорится, что в случае аварии на воздушном судне пассажиру будет доплачено достойное возмещение в размере 2 млн рублей. Ни в одном больше нормативном акте Российской Федерации такого нет.

Вопрос: Законодательно нигде это не прописано и колеблется страховая сумма от 100 тысяч до 7 млн рублей. Сколько выплачивать? – В каждом случае решает страховая компания, а пострадавшие люди должны доказывать, что пострадали именно в этом объеме. Достаточно большая степень неопределенности! Сейчас гарантировано…

Ответ: Сейчас за вред, причиненный работникам предприятия, никто не платит. А, согласитесь, что это, наверное, самая большая прослойка потерпевших в той или иной аварии. Премьер-министр каждый раз издает соответствующее постановление правительства о компенсации при каких-то знаковых ситуациях. Это разве нормально? - До 2 млн рублей. Мы говорим о жизни – 2 млн, но за имущество тоже будет…

Вопрос (агентство «Прайм»): У меня два вопроса: первый вопрос по тарифам. В связи с тем, что было поручение правительства Минфину доработать вот эти вот тарифы с учетом мнений промышленников, на ваш взгляд, все-таки, какие предложения РСПП и ТПП могут быть учтены в тарифах? И второй вопрос касается, вот вы сказали, что вы получили заключение по членству, вот можно просто более подробно о нем рассказать? Что, собственно говоря, этот институт вам написал.

Ответ: Со второго вопроса, наверное, начну. Здесь несколько страниц этого заключения. Вывод делается такой: что под опытом ведения страховых операций, как обязательным требованием к субъекту страхового дела, претендующим на получение лицензии, следует понимать наличие у соискателя двух отчетных годовых периодов, сведений о заключенных им договорах страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные объекты, а также совершение во исполнение названных договоров действий по оценке страхового риска, получение страховых премий … взносов, формирование страховых резервов, инвестированию активов, определению размера убытков или ущерба и производства выплат.

Что касается того, что можно учитывать или не учитывать по промышленникам… Вы знаете, здесь вопрос как раз относится к сфере, наверное, действия актуариев. Я могу лишь привести объективные величины, которые лежат на поверхности, что называется. В России 336 тысяч опасных объектов, включая гидротехнические сооружения. Это по официальной статистике реестры опасных объектов и регистры ГТС. Минфин при оценке своих показателей по тарифам использовал 286 тысяч этих объектов, то есть, 85%. Эти сведения, они обсуждались с широким кругом заинтересованных ведомств, общественных организаций, выкладывались в свое время на сайте Минфина.

Вопрос (журнал «Проблемы анализа риска»): У меня два вопроса. Первый как раз по механизму контроля за опасными объектами по соблюдению закона на ком лежит и каким образом будет организовано информирование. Я так поняла, что будет создана единая система. То есть, доступна ли она будет населению, работникам предприятия, то есть, всем участникам рынка страхования, надзорным органам, прессе и всем остальным – это первый вопрос. И второй вопрос – Андрей Васильевич, в вашем докладе прозвучала фраза о том, что на данный момент инспекторы «Ростехнадзора» или МЧС проводят проверку раз в 3 года. А в данном случае будет производиться раз в год. Это правильная ситуация. Но я так думаю, что это одна из причин промышленников, которые заявляют о том, что это лишняя нагрузка на предприятия. То есть, останется один раз в год проверка или все-таки, вот какие нормы здесь будут совместно организованы?

Ответ: Во-первых, принципиально с точки зрения организации надзорной деятельности ничего не меняется, как контролировал инспектор технадзора, приходя на предприятие, наличие полиса страхования ответственности, так он и будет его контролировать, это наличие. Другое дело, что с помощью данного закона все-таки детально прописывается процедура, кто, в какие порядки должен предоставлять информацию, в каком виде. Допустим, предусмотрено, по-моему, в случае аварии незамедлительное информирование всех заинтересованных лиц – и надзорных органов, и, по-моему, надзорные органы должны публиковать в печати о том, что на таком-то предприятии произошла аварии. И страховая компания такая-то, чтобы люди обращались напрямую в страховую компанию.

То есть, как раз вся процедура в отличие от того, что сейчас это на каких-то подзаконных актах или что-то еще, она не прописана с точки зрения контроля за страхованием и страховыми выплатами. Сейчас это все будет детально регламентировано. Доступно, да, и, по-моему, НССО делает больше того, что прописано в законе в части информирования, сбора информации, обмена информацией и так далее.

Вопрос ("Московские новости»): У меня два вопроса: первый – какой крайний срок утверждения правительством тарифом и правил, чтобы закон нормально заработал 1 января 12-го года? И, как ранее сообщалось, промышленники собирались, если мне не изменяет память, на имя Кудрина отправить письмо с предложением отсрочить введение закона, вот эта инициатива как-то получила развитие?

Ответ: Крайний срок – это нужно сегодня! Хотя бы по причине того, что все страховые компании для того, чтобы начать работать с 1 января следующего года, должны сделать несколько вещей. Первое – это, как минимум, получить лицензию на страхование. Лицензию на страхование… порядок ее получения определяется Закон РФ об организации страхового дела в РФ. И срок составляет порядка 2-3 месяцев, поскольку необходимых… без правил и без тарифов лицензирование невозможно – это прямо написано в законе.

Вторая – это необходимо провести обучение сотрудников тех, которые будут реально заниматься этим видом страхования. То есть, надо рассказать, что из себя представляют правила. Надо рассказать, что из себя представляют документы, насколько они должны собираться в том или ином случае, какие показатели должны учитываться, какие не должны учитываться – это все время. Поэтому правила нужны сегодня!

http://regardins.ru/ru/to_corp_clients/corp_property/strahovanie_stroitelstva/

Виджет е-Рубцовск.рф

Новости на е-Рубцовск.рф

Свежие новости города Рубцовска. Добавь виджет и будь всегда в курсе событий! Новости Рубцовска, e-rubtsovsk.ru

добавить на Яндекс
Виджет е-Рубцовск.рф

Объявления на е-Рубцовск.рф

Доска бесплатных частных объявлений Рубцовска и Рубцовского района.

добавить на Яндекс